Из летописи тоже известно, что он был не сдержан, на всех орал, всех строил, пинал ногами, гонял. Как князь он имел такую возможность. Народу и ближайшему окружению это иногда не нравилось. В итоге против Андрея Боголюбского был создан заговор его ближайшим окружением. Они вломились к нему ночью обманным способом и убили его. Довольно подробно в летописи описывается, как его убивали: протыкнули копьем, рубили саблями, мечами, кинжалами кололи. Впопыхах зарубили своего, между делом: была ночь, было темно, кто-то упал, кто впереди всех бежал, его зарубили. Боголюбскому тоже не слабо досталось. Он куда-то тихонько в сторону уполз, все решили, что он уже умер и ушли. А он начал кряхтеть и выползать, его услышали, вернулись и еще добавили ему, чтобы наверняка. Все это замечательно видно на скелете.
Еще одной его врожденной патологией было раннее срастание шейных позвонков. Это тоже добавляло ему образа. Из-за сросшихся шейные позвонки он все время вынужден был держать голову неподвижно. Из-за этого его несдержанность усиливалась внешним высокомерием. Он не мог согнуть шею. На реконструкции М.М.Герасимова он неспроста с задранной головой, может быть, он так и ходил. Процесс его убиения, который описан в летописи довольно подробно, еще более подробно виден на его скелете. У него раны на голове, перерублены пальцы, видимо, он закрывался рукой от мечей, практически отрублена одна рука на уровне плечевого сустава. В летописи написано, что это была правая рука, а в оригинале она была левой.
Д.Г.Рохлин предполагает, что такая несотыковка получается потому, что «правая рука» звучит круче. Когда летописец писал, он хотел пафоса нагнать. В оригинале все-таки это была левая рука. Отрублена она прям ровно, нет части головки плечевой кости, плечевой отросток перерублен пополам у лопатки, на ногах есть порубы, на предплечье, которым он закрывался от ударов. Видно, что летопись не врет, все так и было. Видимо, и вел он себя так, и голову держал высокомерно, всех гонял, ругался, получил именно таким образом, как написано. Есть следы и колотых ран, и рубленых ран. Как написано, что его копьем кололи и саблями рубили, так оно и было.
Еще ближе к нам Иван Грозный. Иван Грозный умер более мирно. Замечательно, что на многих костях его скелета есть окостенение связок. Это тоже А.П.Бужилова изучала. Такие окостенения по разным поводам возникают. Ясно, что он не гребец галерный и не кузнец, все-таки он князь. Многие такие изменения возникают из-за обменных нарушений. Предполагается, что у него были нарушения общего обмена веществ, диабет, хотя это под большим вопросом. Не исключено, что именно из-за нарушения обмена веществ и настроение у него было не очень иногда. Оно у него было не всю жизнь, а с некоторого возраста. Пока он был молодой, все было более или менее хорошо, а потом и в государстве случились неполадки, и жена умерла, и сам больной, и тут у него совсем настроение испортилось. Он стал грозным, стал всех строить и гонять. Как показывает история, не сильно больше, чем другие цари того времени. Они все этим отличались. Но, видимо, он неспроста заслужил свое прозвище. Просто так звание «грозный» не дают. Видимо, его пытались лечить.
В костях его обнаружены запредельные концентрации свинца и ртути. Ртуть входила в кучу лекарств того времени. Наверное, его лечили. Это не только к нему относится. И Наполеон, и Людовик, и все, кому не лень, лечились свинцовыми примочками. Это была универсальная панацея. Его тоже лечили. Не исключено, что в итоге и отравили, как того же Наполеона, Людовика, и других. Многим от такого лечения досталось. Потому что не умели: как могли, так делали. Химический анализ костей показывает превышающие в десятки раз нормы содержание этих элементов в костях. Про него мы это знаем. Быть князем тоже было чревато.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=gFYcjYQpr54
Иногда патологии были врожденными, иногда от активной жизненной позиции, иногда это приводило к совсем печальным последствиям, иногда давало красивое звучное прозвище, и человек помирал от лечения. Жизнь древних людей была насыщенной, богатой. Иногда мы это можем очень зримо представить и увидеть на их останках. Я сейчас рассказал далеко не все, старался сконцентрироваться на поздних этапах истории. Можно говорить про то, как австралопитеки лазили по деревьям, как это на костях отражалось, как неандертальцы или сунгирский мальчик кидали копье, добывали огонь, делали каменные орудия. Это все тоже на костях отражается, тоже изучено. Про недавние времена мы тоже многое можем узнать не из летописей, не из картин, а наблюдая самих людей. Еще есть инфекции и диета, которые я практически никак не затронул, но они являются отдельными огромными областями знаний. Вместе вырисовывается чудесная картина. Чудесная в том смысле, что нам надо радоваться тому, что мы не так живем, и надо ценить то, что мы живем все-таки в XXI веке, нам никто по ногам дубинами не стучит, саблями не рубит, свой скелет мы сильно не изнашиваем, живем как в раю. Спасибо за внимание.
Игорь Власенко. Большое спасибо, Станислав Владимирович. Сейчас будет раунд вопросов-ответов.
Слушатель. Возможны ли в Мальте находки замороженных людей? Что даст науке находка замороженного человека по сравнению с простыми костями?
Станислав Дробышевский. В Мальте нет вечной мерзлоты, это Иркутская область. Целенаправленно найти замороженного кого-то практически нереально, это все случайные находки мамонтов, бизонов, пещерных львов. Может быть, таких людей уже находили не раз. Представьте, идет простой советский якут по тайге или по тундре и находит замороженного человека. Когда он находит замороженного мамонта, он его или съест, или собакам скормит, или ученым отправит. Это зависит от того, насколько он сознательный. Если он находит замороженного человека, у него немного вариантов. Я думаю, что в последнюю очередь он потащит труп ученым, а в первую очередь он подумает, как бы его спрятать, чтобы никто про это никогда не узнал. Потому что вдруг на него подумают, с ним потом будут разбираться, зачем ему это надо. Скорее всего, он его тут же прикопает. В зависимости от его личной осознанности он крестик поставит, камней насыплет, еще что-нибудь такое сделает. Скорее всего, он никому об этом не расскажет. Или просто уйдет, пройдет мимо и забудет. Я думаю, что их находили.
Более того, мне рассказывали прецедент, когда нашли замороженного зека, который из сталинских лагерей сбежал, благополучно замерз, его полярники нашли, положили себе в погреб, он у них там лежал. Звали его Васей, если я не ошибаюсь. Использовался он для троллинга новоприбывших. Их просили принести огурцы из погреба, они шли, а там ноги, они в панике бежали наверх, а им говорили, что это Вася. Все смеялись, было весело. Но это был недавний персонаж. Я думаю, что такие древние тоже есть, но вероятность их найти очень мала. Мамонт мог провалиться в какую-то расщелину и сохраниться там. Человек обычно в коллективе живет. Если он помирает, его хоронят. Это не будет случайной находкой, это будет могилой. У северных народов часто похороны или на дереве, или просто труп выкладывают в тундру, где его песцы съедают. Вероятность очень низка.
На севере, где есть вечная мерзлота, ископаемых людей не найдено, только на Чукотке зубы. Костного материала вообще нет никакого. Видимо, в силу погребального обряда. Чтобы случайный человек провалился в мерзлотную трещину, его потом никто не нашел, не перезахоронил, мы его еще потом бы нашли… Вероятность такого события мизерная, учитывая низкую численность населения там. Если его даже найдут, скорее всего, его никто не потащит ученым. Что мы можем из этого изъять, если все-таки его найдут? Очень много всего. По замороженной мумии человека Этци из Австрии что только не изучено: генетика, паразиты, сколько и чем болел, откуда пришел, откуда у него инструменты, одежда, сколько ему лет, чем он питался. По одному Этци существует целый институт, который больше получил информации, чем дали раскопки десятков памятников. Узнали, откуда у него металл топора, откуда у него родня, чуть ли не современные родственники находятся. Там безумное количество информации. У него татуировки на коже. Известны его болезни, привычки. На костях отражается очень мало. Это воздействие должно быть долгим, постоянным, регулярным и достаточно однонаправленным. Сиюминутные вещи могут не отражаться, а они тоже прикольные. На мягких тканях они отражаются. Если бы был замороженный, мы бы это узнали. Есть мороженные мумии с Алтая с Пазырыка, с Укока.
Источник: https://gorets-media.ru/page
Там они есть, и там масса всего интересного, те же татуировки. Но там уже железный век. Если бы такого мороженного нашли неандертальца, это была бы сенсация. Потенциально такое возможно. Замороженным мамонтам по 40 тыс. лет, это время, когда неандертальцы еще жили, в той же Сибири. В теории есть шанс найти неандертальца замороженного, но он мизерный. Для этого местное население должно быть очень сознательным и отдавать находки ученым. В последнее время с этим все хуже, сейчас расцвел черный рынок продажи древних находок. Мне говорили, что продается череп мамонта с мозгом. Прецедент изучения подобного до сих пор был один. И вот какие-то товарищи хотят 30-50 тысяч за мозг мамонта. Где-то он у них в сарае лежит. Ученые не имеют доступа к нему. Я нашел, он мой. Кто-нибудь купит и сгноит это все дело в итоге. Когда население будет сознательное и будет все отдавать, тогда будут находки. Для этого нужно просвещать, чем я занимаюсь.
Слушатель. Спасибо за лекцию. У меня вопрос относительно мягких тканей, по костям много информации, а по мягким тканям – не очень. Я недавно посмотрел фильм «Альфа» и увидел, что там у них ровные ногти, прически, татуировки. Правда это или нет? Можно ли это как-то восстановить? Есть какой-то способ в науке? Спасибо.
Станислав Дробышевский. Чаще всего такие вещи невосстановимы, к великому сожалению. Иногда это возможно. О ногтях мы ничего не знаем. Прически иногда можно воссоздать, потому что есть статуэтки. На верхнепалеолитических статуэтках, которым больше 20 тыс. лет, прически изображены. Мы их видим. Там есть ободки, браслеты, какие-то значки. Мы не знаем, краска это или татуировка, но то, что они на себе рисовали, это просто изображено на статуэтках. Иногда там есть одежда, иногда ее нет. Есть заколки-гребешки. Для палеолита этого нет, а у поздних времен очень много: заколочки, спицы. Не всегда понятно, что это именно для волос, но тем не менее. В Новгороде очень модной была копоушка. Их безумное количество вариантов. Это что-то вроде маленькой ложечки, чтобы ковыряться в ушах. Это было очень модно. Поэтому там частота глухоты была запредельная. Но ковыряться в ушах золотой копоушкой было круто. Для бедного населения они были костяными, деревянными. В Новгороде все сохраняется, их найдено безумное количество. О татуировках я сказал. Иногда видно скарификацию.
Источник: https://www.pinterest.ru/pin/178595941459061832/
Есть пример из Дольни-Вестонице. В Костенках еще такое есть и в Брно. Скарификация – это шрамирование. На темнокожем человеке татуировка просто не видна. Краска легко смывается. Сделать что-то надежное, на всю жизнь, чтобы было красиво, проблематично с темной кожей. Поэтому делается шрамирование – скарификация – надрезы, в которые втирается что-то растительное, это место распухает, получается, например, гребень на весь лоб или вся грудь в пупырышках, или спина, любое место. В Дольни-Вестонице у всех мужчин старше 18 лет на голове по два шрама. Они соскребали кожу вплоть до кости и частично кость соскребали. Вырастал огромный волдырь на этом месте. Это был показатель принадлежности к племени, инициация. До 18 лет он еще слишком маленький, а после у всех мужчин это должно быть. Мы знаем, что они ходили с двумя ассиметричными шишками, они криво это делали. У женщин и детей такого не было. Такую же находку обнаружила А.П.Бужилова в Костенках. В Брно такое есть тоже. Это было более или менее распространено. Это то, что отпечатывается на костях. 99% таких вещей на костях никак не отразятся. Можно хоть всему быть покрытым татуировками и шрамами, но кость это никак не отразит.
Источник: https://vashnozh.ru/polezno/nozh-iz-obsidiana
Слушатель. Если они делали прически, чем они стриглись? Какой способ у них был?
Станислав Дробышевский. Я еще не сказал про наскальные рисунки. В палеолите они обычно довольно условные, но позже очень даже показательные. Стриглись они кремнем. У нас же сейчас есть специально для этого австралийские аборигены, индейцы, папуасы, у которых технология в этом смысле такая же в точности. Использовали обсидиан, кремень, любой острый камень, которым резали волосы. Я пробовал, получается. Мы развлекались в Хотылево. Это менее удобно, чем металлические ножницы, но тоже эффективно. Бриться можно без проблем. Если вам хочется, вы можете посмотреть шикарный фильм «10 лодок». «Альфа» – это классный художественный фильм, но там много выдуманного. Фильм «10 лодок» снят австралийскими аборигенами про австралийских аборигенов. Это художественный фильм, но там показано натурально еще доевропейская жизнь. Там участвуют аборигены, они просто живут, об этом сняли фильм. Там прикольный сюжет, с юмором. В какой-то момент там человек себя подстригает, прическу себе делает. Они очень даже классно иногда их делают. Из длинных кудрявых волос можно делать сложные прически. Мы это просто этнографически наблюдаем. Использовали камни. Если в прическу добавить еще палочек-шпилек, отполировать их, выжечь на них что-то красивое, добавить перьев, кабаньих клыков, когтей, то вообще красота получается. Это есть в том же Сунгире. У кого-то из них там волосы были собраны в хвост. То ли это были его волосы, то ли у него песцовые хвосты висели на шапке. Может быть и так, там не очевидно. Когти пещерного льва где-то около головы были обнаружены. У двух детей там были разные украшения на голове, не одинаковые. Если это Арене Кандиде или Барма Гранде, грот детей, там были шапочки из ракушек: вся голова закрыта ракушками. Видимо, просто они делали такое украшение на всю голову из раковин. Очень красиво смотрится. Могли что-то вплетать в волосы. Это регулярно находится. Для совсем большой древности это все-таки исключение, а если поближе к нам, височные кольца в каждой могиле лежат.
Слушатель. Спасибо. Была очень интересная лекция. Вы говорите, что одежда у совсем древних людей не сохраняется. С какого периода одежда вообще известна доподлинно сохранившаяся?
Станислав Дробышевский. Достоверная самая древняя одежда у сунгирцев. Она у них не сохранилась, но вся одежда, и нижняя, и верхняя, ботинки, шапки, капюшоны, были расшиты бусами из бивня мамонта. Там 7 тысяч этих бус. Очень достоверно восстановлена вся одежда сверху донизу. Там три скелета: взрослый и два ребенка. У них у всех немножко разная одежда. Мотив примерно одинаковый, как у современных северных народов. Есть еще находка в одной из французских пещер с щелью, в которую нужно проползать по глине. Древние люди, проползая, оставили следы одежды. Видно, что это были какие-то меховые безрукавки. Шерсть от одежды отпечаталась. Локти и колени были голые – от них отпечатки гладкие. Вряд ли они сами были мохнатые, видно, что их одежда из шерсти отпечаталась. Датировка примерно 20 тыс. лет. По следам на глине датировку особо не сделаешь, порядок примерно такой. Сунгирь – 36 тыс. лет. Одежда, видимо, была пораньше, потому что неандертальцы жили в Европе в ледниковый период, без одежды вряд ли они бы там протянули. Есть серия исследований генетики вшей. Есть три вида вшей на человеке: головная, лобковая и платяная. Головная и платяная разошлись, судя по генетике, порядка 100 тыс. лет назад, а иногда еще большую датировку дают. Если они разошлись 100 тыс. лет назад, то уже была одежда. Генетики очень неточно эту цифру определяют, но примерно 100 тыс. лет назад. Единственными нуждающимися в одежде в то время, были неандертальцы в Европе. Сапиенсы в это время сидели в Африке, им одежда была не нужна. Даже если бы она у них была, то не в таком количестве, чтобы вши появились разные. Это значит две вещи. Во-первых, у неандертальцев была одежда. У них есть орудия для изготовления одежды – костяные лощила как минимум на трех стоянках я знаю. Во-вторых, сапиенсы очень тесно общались с неандертальцами, чтобы нахвататься у них вшей. Не исключено, что концепцию одежды сапиенсы взяли у неандертальцев. До поры до времени она им была нужна, пока они в Африке сидели. Когда они вышли на холод, хотя бы на Ближний Восток, стали одеваться.
Сунгирцы и некоторые неандертальцы явно болели рахитом. У взрослого сунгирца мать болела рахитом, когда была беременна им. Это отразилось на его скелете. Когда полгода сидишь в чуме и ждешь рассвета в ледниковом периоде, то можно рахитом заболеть запросто. Они были темнокожие, у них было много одежды. Если бы они были голые, то тогда бы у них не было рахита, они бы освещались солнышком. Сырость и холод приводят и к другим болезням. У Cro-Magnon 1, который дал название всем кроманьонцам, все лицо покрыто бородавчатыми наростами. Предполагалось, что это микоз, возникший от жизни в сыром, холодном климате. Для некоторых других тоже предполагаются такие вещи. Они сидели в сырости, холоде, с сырой одеждой на теле, из-за которой возникает периостит. Такие довольно регулярно встречаются, в том числе в палеолите. У неандертальцев тоже такие заболевания есть: подагра, всякие такие вещи, которые именно с сырой одеждой на теле связаны.
Слушатель. Благодарю за лекцию. Вы говорили, что Ивана Грозного лечили ртутью, могли кого-то еще отравить ртутью. Разве они сами не ощущали момент, когда им уже плохо от ртути становится?
Станислав Дробышевский. Видимо, ощущали. Отравление тяжелым металлом не может не ощущаться. Наверное, они жаловались на то, что болели, требовали лечения, и их лечили ртутью. Доказательной медицины тогда в принципе не было. Я не уверен, что слово «медицина» вообще было в тот момент на Руси. Были лекари, аптекари, которые не устанавливали взаимосвязи между лечением определенным веществом и состоянием больного. Они по-другому думали. Они думали, что, если человеку плохо, значит нужно лечить его этим веществом. Логика в этом своя есть. Если человек умер, то Бог наказал. Это универсальный ответ. Я не говорил про трепанацию, это уже из другой области, но просто мне нравится этот пример. Что такое трепанация? Это когда делается дырка в голове. Почему? У человека постоянно болит голова. Мы-то знаем, что у него повышенное черепное давление, но они этого не знали. Почему болит голова? Потому что у него в голове злой дух. Что надо сделать, чтобы избавиться от злого духа в голове? Сделать дырку и выгнать его. Делается дырка в голове, давление черепное падает, голова перестает болеть, на какой-то момент по крайней мере. Какой вывод делаем? Выгнали духа. Вот и научное доказательство существования злого духа в голове. А если это царь, ему самые лучшие лекарства, самые дорогие и крутые.
Источник: https://otechestvo-vera.ru/yaroslav-mudryy-pravitel-i-polkovodets/
Слушатель. Вы говорили, что у Ярослава Мудрого много ранений было, он не хотел устраивать пиры, чтобы не показывать всем, что он криво ходит. Почему он не решил просто сидеть и ничего не делать, чтобы вообще не показываться перед народом?
Станислав Дробышевский. Все равно он как минимум должен был вставать, чтобы кубки поднимать за здравие, речи какие-то толкать. Он должен был заходить, уходить, все это пафосом окружено. Это же Средневековье. Великий князь должен быть в полный рост и напоказ. Когда он в полный рост стоит весь перекалеченный, с кривыми пальцами, весь перекошенный… Пусть он кучу заслуг имеет, все травмы получил в боях, но это как-то уже выглядит не очень хорошо. И он решил эту проблему тем, что старался особо не светиться. Понятно, что ближайшее окружение его постоянно видело. Они знали, откуда все его травмы. Они против него ничего не имели. Он был крутой, никто на него особо не покушался. А народ мог не понять. Мышление средневековое. Князь должен был быть примером для подражания. Какой он пример, если весь кособокий, кривой, хромой, с кривыми пальцами? Заблудшие варяги, которые приплыли откуда-то с дружиной служить князю, наниматься к нему в наемники, могли не понять, почему к ним вышел кривобокий человек, а не князь. У них же мышление было иерархичное. Вождь должен быть Конаном-варваром. Поэтому он мехами обвешивался, речь толкал и уходил. А его считали скупым.
Слушатель. Благодарю за лекцию. Мы с коллегами интересуемся вашими работами, читаем статьи на antropogenez.ru, слушаем ваши лекции. Кому как не нам этим интересоваться. Мы сегодня говорим о Средневековье. Огромное количество очень хорошо сохранившихся останков моих коллег в Средневековой Руси. Я имею в виду монахов и священников. Забиты останками пещеры, огромное количество захоронений в древних монастырях, которые появляются еще тысячу лет назад. Какие-то серьезные исследования этих останков были совершены вашими коллегами? Может быть, вы выяснили, чем они в основном болели? Как они трудились? Чем они питались? Есть серьезное исследование? Где мне его найти, чтобы почитать и восхититься?
Станислав Дробышевский. Единого обобщающего труда на эту тему, по-моему, никто никогда не совершал. Хотя останки религиозных деятелей, найденные рядом с церквями, так или иначе исследовались. Никто не ставил целью именно специально исследовать монахов. Если это останки в какие-то костницах при монастырях, к ним просто доступа нет. В Греции на Афоне огромная пещера, забитая костями. В Египте местами есть огромные кучи черепов и костей. Они там за решеткой лежат. Антрополога туда никто не пустит. Отдельные исследования есть. Статьи некоторые писали. Наши сотрудники с кафедры регулярно что-то такое исследуют. Особенно, когда это какие-нибудь охранные раскопки рядом с церковью, монастырем, когда дорога строится, переносится захоронение, между делом это описывается. Но 90% этого публикуется только в отчетах археологических. Это в широкую печать не идет, вроде и надобности нет. Иногда бывают странные приколы со стороны церкви. Мне рассказывали прецедент, когда копали что-то хозяйственное, нашли некое погребение. По скелету видно было, что это подросток. А местный батюшка определил его старцем со значимым для него именем, потому что по его данным там должен лежать старец. Ему объясняли, что это молодой юноша, не факт, что мужчина: пол до некоторого возраста не очень определим. Но он не соглашался, объясняя показатели молодого возраста тем, что старец святой, вечно молодой. В итоге во всех церковных публикациях он был назван старцем. Его перезахоронили, поставили ему памятник, камень с надписью. Такое тоже бывает. Деятели церкви не всегда заинтересованы в правде. Им нужно захоронение старца, значит будет старец. И все равно, что это парень 16 лет.
Но сделать это можно, все возможности есть. Необходимо взаимодействие с деятелями церкви, которые дадут разрешение, и какой-то интерес антропологов. Пока работы хватает, хватает курганов. Антропологи, которые это умеют делать, перегружены выше крыши. Их таких меньше 10 человек у нас в стране. Этим можно озаботиться, сделать грант. В принципе все возможности есть. Отдельные публикации есть по отдельным скелетам. А.В.Энговатова очень любит такие темы. Она сама археолог, в связке с А.П.Бужиловой, М.Б.Медниковой, М.В.Добровольской работает. Д.В.Пежемский такое писал 100%, он сам верующий, в Новгороде копает. У него полно отдельных статей на такие темы. Такое есть. Обобщающего труда никто еще не родил. Отдельные публикации раскиданы в каких-то сборниках, журналах. Они никогда не собирались вместе. Может быть, у А.П.Бужиловой есть какие-то упоминания на эту тему в книге «Homo sapiens. История болезни». Это фактически художественное отражение ее докторской диссертации в каком-то смысле. Много того, что я тут излагал, оттуда. Я не помню, чтобы там были специально монахи описаны, может, какие-то упоминания есть. Находят реально много.
Слушатель. Здравствуйте. Спасибо за интересную лекцию. Возможно ли по костям как-то понять, что человек музыкой занимался – на скрипке играл или дул во что-нибудь? Такие моменты выясняются?
Станислав Дробышевский. Чисто в теории, если человек 60 лет подряд играет на скрипке, может быть, у него будут проблемы с шеей, с плечом. Я так предполагаю на основе его позы. Для этого надо собрать типовую коллекцию скелетов скрипачей или флейтистов, изучить их. Нужно знать, как они это делают, что не каждый антрополог знает. Необходимо составить этот комплекс, описать, а потом сравнивать с ископаемыми древними находками. Хотя скрипка не настолько древний инструмент. Но можно было бы А.Страдивари или Н.Пагонини найти скелеты. Но кто бы и как это сделал? Где найти скелеты гарантированных скрипачей? Чтобы мы точно знали, что это скрипач, что он много лет этим занимался, чтобы у него это на скелете отразилось, чтобы еще была некая статистика все-таки. Одно дело, когда это всадники, которых тысячи, воины, строители. Скрипач – это все-таки штучный «зверь», их много не бывает. Монахов и то не проблема найти, а скрипачей – проблема.
Источник: https://m.polit.ru/article/2007/08/15/buzhil/
Что есть человек? Взгляд биолога – Станислав Дробышевский.
Сегодня я расскажу о том, что есть человек. Довольно регулярно возникает вопрос: когда человек стал человеком и чем человек отличается от нечеловека? Ответ на этот вопрос зависит от того, что считать человеком. Определение может быть разное. Можно это понятие...
Что есть человек? Взгляд биолога – Станислав Дробышевский. Часть 2.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=0YQQ8sZeN9c Стопа у проконсула и шимпанзе хватательная, большой палец противопоставлен остальным. У ардипитека большой палец так же противопоставлен, но есть продольный и поперечный своды стопы. Некоторое время у...
Станислав Дробышевский. Жизнь простеца и хитреца (15.09.2018, Тольятти)
Игорь Власенко. Здравствуйте. Всех очень рад видеть. Большое спасибо, что вы сегодня с нами. Я надеюсь, что сегодняшний вечер пройдет не только интересно, но еще и плодотворно с точки зрения появления каких-то размышлений, новых знаний, мыслей и так далее. Сегодняшний...
Станислав Дробышевский. Жизнь простеца и хитреца (15.09.2018, Тольятти). Часть 2.
Еще одно подобное явление - перелом скуловой дуги, который тоже характерен для среднерусского населения именно тех районов, где бытовали кулачные бои, стенка на стенку. При классическом ударе скуловая кость ломается, скорее даже скуловой отросток височной кости, и...
Станислав Дробышевский. Жизнь простеца и хитреца (15.09.2018, Тольятти). Часть 4.
Есть такие профессии, которые потенциально должны отражаться, но мы этого толком не знаем. Если вы готовы себя отдать науке... Слушатель. Я альтистка, а не скрипачка. Станислав Дробышевский. Можно синдром альтиста описать. Я не знаю, в чем он выражается. Слушатель. Мы...
Станислав Дробышевский. Древние люди юга России – от умелого до разумного.
Сегодня я расскажу вам обзорную историю про древних людей на Юге России. Делить территорию по современным политическим границам - это немного странно, когда речь идет о древности. Тогда таких границ не было. Местами у меня будут освещаться территории не только России,...
Станислав Дробышевский. Древние люди юга России – от умелого до разумного. Часть 2.
Мы подходим к вымиранию неандертальцев, их исчезновению. Самые последние прятались где-то по углам тогдашней Ойкумены. Может показаться, что это не край, а центр Европы. В тот момент весь Север Европы был занят ледником, там жизни не было в принципе никакой. В это же...
Станислав Дробышевский – Мифы о мозге.
Как вы легко можете догадаться по первому слайду, эта лекция уже не новая. Впервые она читалась на шестом форуме «Ученые против мифов», в октябре будет еще один - уже одиннадцатый. Все туда тоже приходите и записывайтесь. На форуме «Ученые против мифов» у меня было...
Станислав Дробышевский — Мифы о мозге. Часть 2.
Ближе к нам по времени, 30 млн лет назад, в Северной Африке жили парапитеки, египтопитеки. У парапитеков масса мозга составляла 11 г, у египтопитеков - 14,6-27 г. Это очень немного, как у дикого кролика. Насколько интеллектуален кролик с 17 г мозга? А у него мозг...
Станислав Дробышевский — Мифы о мозге. Часть 3.
Если посмотреть на Homo rudolfensis, который жил 2,2 млн лет назад, у него было 800 г мозга, у другого индивида спустя 400 тыс. лет - 500 г мозга. Скорее всего, это рекордсмен, которого описали как Homo microcranous - «человек малоголовый». У самых первых Homo с...