Были уже до этого реконструкции, но теперь сделана новая и переоценен вес мозга. Если в старых реконструкциях он составлял 280-332 грамма, то по нынешним оценкам резко сократился до 234 грамм. Это практически в два раза меньше, чем у шимпанзе. Строение мозга тоже оказалось довольно архаичным. Это логично. У нас есть небольшое представление о строении мозга проконсулов, которые жили еще 15 миллионов лет назад, и мозге современных обезьян. Мозг дриопитека, по сути европейского орангутана, до сих пор не особо оценивался, а теперь у нас есть хорошая реконструкция. Он оказался закономерно промежуточным. Мы видим, что не только в ряду у предков людей, но и в ряду у предков человекообразных обезьян шла бурная эволюция размера мозга – от 130 грамм у проконсула до 230 грамм у дриопитека и до 300-400 грамм у современных человекообразных обезьян. Это красота: мы видим то, что по времени и по логике должно быть. Это здорово.
Дриопитеки в Европе продержались довольно долго, новые датировки для местонахождения Dryopithecus garedziens в Грузии оказались неожиданно маленькими, около 8 миллионов лет назад. До сих пор нормальной датировки не было, она была чисто фаунистическая, очень размытая. А теперь есть. И это оказался практически самый последний дриопитек. В лесах Южного Кавказа, на территории нынешней Грузии, тогда еще не в горах, а на равнине между морями было довольно тепло и влажно. Поэтому там дриопитеки довольно долго существовали. Тогда как в более северных областях, в Венгрии, Германии, Франции они к тому моменту уже вымерли, а здесь еще сохранялись. Но в последующем и тут они исчезли, когда леса заменились на саванны. А через несколько миллионов лет туда уже и люди пришли. Макаки там лучше продержались, но про это уже из других источников известно. Мы теперь знаем немного больше про мозги и лучше определяем географические и хронологические рамки существования дриопитеков.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=i2dzkoHmFmc&t=6820s
А мы движемся дальше к потомкам ближайших родственников дриопитеков – шимпанзе. Современные шимпанзе тоже удивили, потому что вдруг обнаружилось, что среди шимпанзе доброта бывает настолько велика, что даже среди шимпанзе могут выживать беззубые индивиды. И такой беззубый индивид нашелся. Сейчас шимпанзе исследуются довольно активно, чуть ли не за каждым ведут отдельное наблюдение. И долгое время наблюдали за одним из них – бонобо, карликовым шимпанзе. А когда он умер и от него остался череп, то оказалось, что и на верхней, и на нижней челюсти бонобо вообще нет зубов, что не мешало ему жить долго и счастливо.
Это, к моему глубокому огорчению, немного поколебало стройную и красивую концепцию «бабушкизации», которая всех всегда так радует. Согласно этой концепции, беззубый женский череп из Дманиси с древностью 2 миллиона лет назад – это древнейший пример безоговорочной человеческой доброты, взаимовыручки и взаимопомощи. Потому что без зубов жить человек не мог, стало быть его очень хорошо кормили. Шимпанзе никто не кормил, это точно известно. Тем не менее он жил годами в лесу, и не особо даже и страдал. Может быть, и бабушка, обладая уже орудиями, могла тоже без помощи ближних жить и как-то сама себя поддерживать. Но все-таки мы верим в Homo georgicus, древних, ранних Homo, что все-таки без доброты там не обошлось. Это классический образцово-показательный пример того, что у любого правила в биологии есть исключения. Это Марков, по-моему, где-то озвучил, что в биологии есть единственное правило – правил нет, всегда найдется исключение. И вот оно и нашлась. До сих пор его не было, а теперь нашлось.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=i2dzkoHmFmc&t=6820s
Были и другие исследования. Стопы из Хадара, из Малапы, где найден австралопитек седиба, были проанализированы по вопросу строения пяточной кости. Пяточный бугор меняется, и форма пяточной кости зависит от прикрепления трехглавой мышцы голени, две головки из которых составляют икроножную мышцу. Внизу все эти головки соединяются в ахиллово сухожилие, которое каждый из вас сейчас может нащупать у себя над пяткой. У людей ахиллово сухожилие короткое, а у обезьян оно длинное, потому что обезьяны так быстро, как люди не бегают, ходят на четвереньках и лазают по деревьям. У них другие движения, им важен поворот стопы, свободное вращение стопы. А нам важна стабилизация и длинный рычаг, чтобы быстро бегать. Стопы и у австралопитеков с Хадара, и у австралопитеков седиба, про которых еще другие статьи были в этом году, оказались вполне человеческими. Это полное прямохождение.
Исследование головок и шеек бедренных костей других южноафриканских существ, в частности Australopithecus africanus и потенциального раннего Homo показало, что их передвижение было разным. Это показала микротомография трабикулярной структуры. У австралопитека africanus, который более специализированный и не совсем наш предок, передвижение более человеческое, чем у потенциального раннего Homo Stw 311, который жил чуть позже и к нам большее отношение имеет, но имел более обезьянье строение. Это может показаться парадоксальным: тупиковый архаичный австралопитек продвинутый, а наш прямой предок архаичный. А с другой стороны, почему бы этому предку не быть архаичным. Австралопитек продвинутый не потому, что он более человечный, а просто он более специализированный, что по костям видно. И то, что он чуть раньше спустился на землю и приспособился к земле, могло сыграть только в минус.
Часто такое бывает, когда кто-то первым осваивает какую-то экологическую нишу, дальше он по этому пути уже не двигается. А тому, кто медленнее это делает, уже приходится обгонять более быстрых, конкурировать и соревноваться, занимая свое место под солнцем. В силу усиленной конкуренции с уже очень успешными конкурентами, он их превосходит и становится более крутым. Поэтому есть логика в том, что ранние Homo по некоторым отдельным параметрам – строение головки бедренной кости – были более примитивными, зато потом ускорились и стали нормальными людьми. А с другой стороны, потенциальные ранних Homo из Южной Африки с древностью 2,18 миллиона лет назад могут быть и не предками Homo. Они могут быть предками австралопитеков седиба, а в последующем Homo naledi, которые очень специфичны и своеобразны, и к нам прямого отношения вообще не имеют. О Южной Африке еще много всего интересного предстоит узнать, все время что-то новое обнаруживается. Было множество разных исследований в Южной Африке, но все обозреть невозможно.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=i2dzkoHmFmc&t=6820s
А мы движемся еще дальше, в следующий временной этап. Когда я составлял эту подборку новостей, упустил новость про Sahelanthropus, сахелантропа. Поэтому будем смотреть сейчас анамского австралопитека, а расскажу я про сахелантропа. Даже не знаю, как я мог упустить такую грандиозную новость. Sahelanthropus, сахелантроп довольно давно уже известный вид, но до сих пор он был описан только по черепу и челюстям. Ходили слухи среди антропологов о том, что от него есть большее количество костей, чуть ли не целый скелет. Где-то в Республике Чад это благополучно лежало на полочке, никто про это ничего внятного не знал. И вдруг появилось описание бедренной кости сахелантропа.
Еще неожиданно оказалось, что там как минимум две локтевой кости есть. Но их пока еще никто не описал, а бедренную кость описали. Конечно, там ужаснейшая сохранность. И не большая беда, что вы ее сейчас не видите, потому что там мало на что смотреть. Сохранность катастрофическая, но некоторые признаки проследить можно. По этим признакам сахелантроп оказался древесным с легким уклоном в наземность на уровне вертикального лазанья. Некоторые антропологи сделали из этого вывод о том, что это печально: раньше он считался уже практически наземным, а он все-таки еще четвороногий. А с другой стороны, это логично, этого и следовало ожидать.
По основанию черепа сахелантропа прекрасно видно, что они совершали переход к наземности, и они не должны были сразу создать двуногий комплекс. Если даже у ардипитека, который жил 4,5 миллиона лет назад, этот комплекс прямохождения далеко не полностью развит, а полностью он сложился только 4 миллиона лет назад, то у сахелантропа, жившего 7 миллионов лет назад, на 3 миллиона лет раньше, ожидать полного такого комплекса было бы странно. А с другой стороны, у нас есть палеоэкологические реконструкции. Для сахелантропа они были сделаны раньше, а теперь они были сделаны еще и для анамских австралопитеков. И они показывают, что именно в это время самые ранние австралопитеки выходили из лесов в саванны. Выходили они на конечностях, приспособленных еще для деревьев и для древесного образа жизни. Поэтому на бедренной кости немного этих признаков сохранилось. Они древесные, кто бы сомневался. А экосистема уже наземная.
Для анамских австралопитеков, живших около 4 миллионов лет назад, были сделаны палеоэкологические реконструкции, которые показали, что в это время они хорошо осваивают травяные степи где-то рядом с озерами и речками. Может быть, это еще не совсем открытая травяная степь, а все-таки закрытые местами экосистемы с колючими зарослями, но уже не очень древесными. Получается, что этап ранних австралопитеков от сахелантропа до анамского автралопитека включительно – это время спускания на землю. Сахелантроп со своей древесной бедренной костью – это самое начало пути, они только начали спускаться, но открытые местности уже были, потому что в фауне сахелантропов степных видов полно уже. А во время анамских австралопитеков этот процесс практически уже завершился. На схеме зелеными полосками степень наземности отображена. И видно, что австралопитеки в верхней половине находятся. Что-то на уровне некоторых мартышкообразных, которые вроде бы и древесные, но посреди степей леса находятся. И анамские австралопитеки оказались такими же. Это здорово и до крайности логично.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=i2dzkoHmFmc&t=6820s
А мы движемся дальше, потому что прямохождение продолжало формироваться. Про самый ответственный момент формирования прямохождения было множество публикаций в 2020 году, как минимум три великие и могучие статьи, в частности описание новых элементов стопы австралопитека из так называемого первого семейства. С 70-х годов все находят и находят новые части, конца и края не видать. Это чудесно и здорово. Хорошо бы, чтобы эти экспедиции там дальше продолжались, там еще есть, что найти. Наконец-то сделана полноценная нормальная реконструкция стопы афарского австралопитека, отдельные элементы были известны и раньше, но теперь их стало больше, и их наконец собрали в единое целое. И стопа оказалась вполне себе наземной. Она полностью прямоходящая, с приведенным и очень большим первым пальцем, с маленьким мизинцем, с продольным и поперечным сводами, все как у людей. Об этом можно было догадаться еще по следам из Лаэтоли, которые в прошлом году довольно активно изучались, и которые древнее, там 3,7 миллиона лет назад, а здесь 3,2 миллиона лет назад. Но одно дело – следы, а другое дело – кости. И теперь у нас есть такая красивая стопа. Я уже ее успел во всех презентациях отразить.
Мы двигаемся дальше, к австралопитеку седиба, Australopithecus sediba, жившему 2 миллиона лет назад. Оказалось, что и руки у него довольно оригинальные. Ноги у него с длинным ахилловым сухожилием, наземные, бегательные, а в руках пястные кости больше похожи на пястные кости орангутанов по распределению нагрузок на головки костей. Это тоже было доказано методом компьютерной микротомографии. Одновременно при этом большой палец, судя по его особенностям, приспособлен к трудовой деятельности, хотя орудий труда австралопитеков седиба не найдено. Это сочетание наземного ахиллового сухожилия, древесных пястных костей и трудового большого пальца – странное и необычное.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=i2dzkoHmFmc&t=6820s
Но для седиба это норма, у них с самого начала их открытия была мозаика признаков. Это говорит о том, что это отдельная тупиковая линия, которая сама по себе эволюционировала и в итоге вымерла. А мы другие. В какой-то момент может нас австралопитеки седиба и обогнали немного, по размерам зубов, например, а потом мы стали круче, потому что мы стали умнее.
Мы движемся дальше в палеонтологическом галопе, во времена уже нормальных ранних Homo. В какой-то момент австралопитеки должны были стать Homo, и до сих пор этот момент освещен очень плохо. В интервале времени от 3 до 2 миллионов лет назад находок до крайности немного. Мне нравится называть этот период «загадочным миллионом», звучит пафосно и красиво. Я лично придумал. У нас из этого интервала времени находок мало. Они есть: челюсти, еще какие-то находки, но их очень мало. В интервале от 3 до 2,5 миллионов лет назад находок совсем мало: была челюсть из Леди-Герару, отдельные зубы. Но это время смены фаун, местонахождений немного, просто может быть не повезло. Однако же в Афаре, в новом местонахождении Mille-Logya, нашлись две локтевые кости, два почти одинаковых куска двух разных локтевых костей, кусочек теменной кости и зуб. Это немного, но это то самое время, 3-2,5 миллиона лет назад, которое переходное. Отложения в Mille-Logya довольно большие, местообитания со временем становятся все более открытыми. На графике можно это увидеть. Смена видов человекообразных от австралопитеков афарских к Homo идеально вписывается в эту смену фауны. Это не просто концепция, это на конкретных костях антилоп и людей, прекрасно видно. Более закрытые места обитания сменяются на более открытые, австралопитеки заменяются на Homo. По этим фрагментам пока еще красивую картинку нарисовать не особо можно, чтобы в полный рост его реконструировать, но всегда стоит с чего-то начинать. Это тот самый случай. Если есть местонахождение со множеством останков, то найдутся еще части более красивые. Исследователям Mille-Logya можно только пожелать всяческих успехов, рано или поздно обязательно найдется хорошо сохранившийся череп. Это будет мегасенсация. Это практически на 100% гарантированно.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=i2dzkoHmFmc&t=6820s
А мы движемся еще дальше. Параллельно с ранними Homo возникли и альтернативные ветки. Всегда во время смены фаун возникает некоторое разнообразие. Возникли Homo и возникли новые парантропы. И они найдены, что чудесно. В частности, в Восточной Африке обнаружена целая рука парантропа. До сих пор в Восточной Африке было огромное количество челюстей, зубов и даже черепов целых, а с посткраниальным скелетом до сих пор были проблемы. Именно восточноафриканских были отдельные фрагменты, но скелетами их назвать сложно. А тут нашлась большая рука с куском лопатки: и плечевая кость, и локтевая кость, и кисть. И она оказалась древесной, поэтому парантропы были версией двуногих уже гоминид, увлекающихся древолазанием в значительной степени. Благодаря таким находкам мы можем уверенно их называть массивными австралопитеками. Эта рука действительно была огромной.
И в Южной Африке тоже нашлись парантропы, пара новых черепов в местонахождении Дримолен Кэйв. Там останки находились уже давно, но вновь и вновь обнаруживаются новые. Это очень приятно, потому что классические южноафриканские местонахождения, такие как Сварткранса, Крамдрайа и Стеркфонтейн для южных, грацильных австралопитеков, исследовались давно и довольно старыми методами, типа взрыва динамитом. Поэтому там ни датировки нормальной, ни стратиграфии, ничего большей частью нет. А теперь в Дримолене проводят раскопки качественно и тщательно, гораздо медленнее, чем со взрывом динамитных шашек, но зато качественнее. Появились наконец-то датировки – на грани 2 миллионов лет назад. Массивные австралопитеки, парантропы, местный южноафриканский вид Paranthropus robustus обнаружился самым древним в своем роде. До сих пор южноафриканские массивные австралопитеки были известны довольно поздние, с датировками меньше двух миллионов лет назад, и уже как бы готовые, с огромными лицами и челюстями. Было не очевидно, откуда они там взялись. Существовало две гипотезы: либо из местных africanus, грацильных автсралопитеков, либо пришли из Восточной Африки, где более древние парантропы эфиопские, с древностью 2,7 миллиона лет назад. Новая находка эту проблему до конца не решает, но найдено 2 черепа: один точно принадлежал самцу, возможно, что и оба. Они не такие, как более поздние Paranthropus robustus в Южной Африке. На примере этих находок видно, что и внутри Южной Африки была чудесная эволюция и массивные австралопитеки тоже бурно эволюционировали. Обычно на это не обращают внимания, потому что массивные австралопитеки не наши предки. А теперь оказалось, что у них тоже была своя эволюция, они тоже по-своему менялись. У них зубы увеличивались: у древнего зубы намного меньше, свой прогресс там тоже намечался. А параллельно там же жили ранние Homo. Дримоленский гоминид 134 – это ранний Homo, с древностью 2 миллиона лет, один из самых древних известных Homo. Пусть у него нет лицевого отдела, но в пещере Дримолен ранее были найдены челюсти ранних Homo, в 2020 году найдена красивая, круглая, гладкая черепная коробка, чрезвычайно отличающаяся от парантропов. Это почти habilis. Кстати говоря, заметно отличается от восточноафриканских. Это лишнее подтверждение того, что в Южной Африке эволюция шла своим чередом: и для парантропов, и для ранних Homo, и для седиба, и для наледи. Седиба примерно в это же время и существовали.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=i2dzkoHmFmc&t=6820s
А мы движемся еще дальше, во времена Homo ergaster или человека работающего. Скелет мальчика из Нариокотоме был найден давно. Но появляются новые методики, новые исследователи, старые описания всех перестают удовлетворять. Появляются новые описания. Была исследована грудная клетка и сравнена с аналогичными останками неандертальца из Кебара. В Нариокотоме найден Homo ergaster, человек работающий, древностью 1,5 миллиона лет назад. Было много разных рассуждений по поводу его способности к дыханию и говорению. Выдвигались предположения о том, что они еще не говорили или уже говорили, сильно вдыхали или несильно вдыхали. А теперь проведена новая реконструкция грудной клетки, у которой практически все кости есть. К тому же есть еще и тазовые кости есть, и позвоночник. Оказалось, что эта грудная клетка огромная – низкая, но при этом широкая, очень глубокая спереди назад, крайне нетипичная для современного человека. На графиках Нариокотоме отклоняется в сторону от всех, оказывается сам по себе. Объем легких очень большой, а это потенциальное подтверждение того, что речь уже в это время проявлялась. Это и по основанию черепа тоже можно понять. Но при этом грудная клетка Нариокотоме отличается не только от современного человека, но и от неандертальцев. Неандертальцы жили намного позже, Кебара тоже переисследуют без конца. И Нариокотоме оказывается довольно своеобразным.
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.
Станислав Дробышевский. Не все, что мы поглощаем, полезно. Это опять же к вопросу о возможных крутых преобразованиях нашего организма в будущем. Можно сделать питание таким, чтобы не нужно было сбрасывать отходы. Марат Секаев. Это нормальная тема. Станислав...
Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”
Понятие морали — это сложная философская концепция, и понять бывали ли доброта и человечность в древности крайне проблематично — то есть мораль она не окаменевает. Мы не можем найти её в виде окаменелости. Отпечатки и чего-то такого зримого, вещественного, что можем...
Присоединяйтесь к нашей рассылке
Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.