Люди в древности болели. Болели довольно регулярно и иногда пытались друг друга лечить. Правда первым делом стоит сказать, что свидетельства лечения древних людей крайне немногочисленные, всегда очень спорные. Часто создаётся впечатление, что медицины у них либо не было вообще, либо она была какая-то шаманская с бубнами. Скорее ритуальная. Видимо довольно продолжительное время древние люди не очень сильно обращали внимания на различные заболевания. Это особенно касается самых древних времен, то есть австралопитеки, питекантропы, неандертальцы.
Сплошь и рядом повреждены разные части тела. У них были разные врожденные патологии, родовые травмы и приобретенные травмы. Почти любой неандерталец имел какие-нибудь переломы, травмы лба, носа, рук, ног, чего угодно. На неандертальских скелетах у нас нет никаких следов медицины и лечения. Но это не отменяет того, что какие-то медицинские познания у них могли быть. Свидетельством этому являются как минимум примеры из пещер Шанидар и Эль Сидрон.
В Шанидаре человек Шанидар IV был погребен в скорченной позе. И когда сделали спорно-пыльцевой анализ, взяли пробы грунта из этого захоронения, то оказалась суперповышенная концентрация пыльцы растений. Причём много видов разных растений. Определено 26 видов. Из них семь видов имели не просто повышенную концентрацию пыльцы, а пыльцевые зерна лежали кучками, более ста пыльцевых зерен вместе.
Это говорит о том, что это были именно цветы. Не пыльца, залетевшая с воздухом, а именно цветы. Из этих семи видов шесть определены, и они все целебные. Это всё целебные растения. Причём они красивые. Мы точно знаем, что это было где-то в конце весны – начале лета. Цветы синие, красные, желтые и, более того, они все целебные. От болезней и заболеваний почек.
Источник: https://22century.ru/allsorts/85160
У этого Шанидара IV сломано и плохо зажило ребро. В процессе заживления он умер. Это ребро находится прямо над почками. Из этого мы можем сделать вывод, что у человека была какая-то травма. Как он её получил и почему – мы не знаем. Может бык его забодал, может упал, поскользнулся или кто-то его ударил по спине. Может быть у него было повреждение почки. Как могли так его и лечили.
Второй пример. В пещере Эль Сидрон в Испании было найдено очень много разного, в том числе и зубы женщины. Из зубного камня было выделено много всего интересного. В том числе гранулы крахмала ромашки и тысячелистника.
Ромашка и тысячелистник, с одной стороны, являются лекарственными растениями, а с другой стороны – горькими растениями. Предлагалась версия, что возможно это такая была приправа прикольная, чтобы не просто пресное мясо есть. Но скорее всего это именно лекарственные какие-то познания. Люди как-то стремились себя лечить.
Источник: ://www.vesti.ru/nauka/
Есть ещё пример, когда на зубном камне выделены остатки тополя. Возникает вопрос зачем его ели? Есть предположение, что может быть тополиную веточку обгрызали в каких-то хозяйственных нуждах, а может быть потому, что в тополиной коре содержится салициловая кислота. Фактически аспирин. Чтобы голова не болела, жевали кору тополя. Познания неандертальцев, как видно, довольно туманные.
В более позднее время у кроманьонцев мы тоже не имеем каких-то внятных свидетельств медицины. Имеются случаи заживления травм более-менее успешные. С большой вероятностью медицина была на уровне современных диких народов. Она имела некое рациональное зерно. В приготовленных отварах могла быть перетертая кора, какие-то личинки жуков. Какое-то страшное зелье, которое может и помочь. Те, которые выживают, те до старости и живут. Часто бывает, что следов медицины на костях нет совсем никаких и, более того, это касается даже достаточно поздних времен.
Например, из железного века случай: череп со сдавленным переломом. Ударили по голове и нет никаких свидетельств, что его лечили. Есть сквозная дырка, вдавленный кусок височной кости, частично теменной. Лечили его или не лечили, понять сложно. Или, например, сабельный удар по голове, тоже ранний железный век Южного Приуралья. Человек бежал и саблей ему по голове ударили. Заруб прошёл более-менее вскользь, мозги видимо особо не задело.
И человек ещё долго и счастливо после этого существовал. Разруб зажил и следы раны зажившие. Через какое-то время видимо у него еще была травма головы. Тут есть следы сдавленного перелома, вмятинка. Кожа на голове от этого всего воспалилась. Но никаких свидетельств заживления, медицины нет.
Источник: https://shatff.livejournal.com/1704252.html
В летописных источниках тоже проявляется. Допустим у Адама Олеария Герберштейна везде написано, что на Руси лечили во все времена луком и водкой. И сейчас в немалой степени народная медицина на том же уровне находится. А такая нормальная доказательная медицина по всему миру на самом деле это достижения последних 50-ти в лучшем случае 150 лет, то есть с конца новейшего времени и уже в основном с 19 века сначала в Европе, а потом в США и дальше по остальным странам более-менее медицина распространяется. Люди на полуинстинктивном уровне могли растениями пытаться лечиться с гоминидных совсем диких времен.
Мы не можем толком это определить по костям, археологическим остаткам, чему-нибудь такому. Находятся какие-то косвенные свидетельства из пещеры Шанидар. По самим костям чаще всего у нас нет следов заживления, вернее медицины. Лечения просто нет. Хотя этнография показывает, что практически у всех жителей современности, какие бы дикие племена не были, какие-то начальные самые слабенькие представления о медицине есть.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120718/39601/
Другое дело, что у этих диких племен никогда нет разделения медицины и ритуала. Разницы между действием коры дуба и стука колотушкой в бубен у них нет. Это для них одно и тоже и действующим началом могут быть: песня, заговор, молитва, пляска, огонь, жар, намазывание глиной. Медицина и ритуал не разделяются. Чаще всего они считают, что действующая сила – это какой-то дух, а не химические вещества в коре.
Хотя может быть и наоборот. Но на самом-то деле действует кора, а заклинание не причём. Может быть эффект плацебо от всех этих завываний, психологический эффект тоже срабатывает. Чаще всего всё решал естественный отбор и просто менее здоровые организмы чуть что умирали. Поэтому довольно часто мы в ископаемом виде находим здоровые скелеты. Когда мы находим здоровый скелет, без единого повреждения значит он тут же умер и на скелете это никак не отобразилось. Выживали самые упорные, самые живучие. Как их не лечи, они всё равно выживали. Даже при самом ужасном лечение они все равно упорно выживали. Поэтому медицина до некоторых пор не сильно вредила здоровью человека. Помогать медицина начала где-то последние 50, 150 лет назад.
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.
Станислав Дробышевский. Не все, что мы поглощаем, полезно. Это опять же к вопросу о возможных...
Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”
Понятие морали — это сложная философская концепция, и понять бывали ли доброта и человечность в...
Присоединяйтесь к нашей рассылке
Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.