Как художественное произведение фильм «Альфа», конечно, чудесный. Там шикарные красивые пейзажи, широко показанные с птичьего полета, все очень пафосно, все очень колоритно. Персонажи с зубами и когтями на шеях очень впечатляющие с виду. Бизоны скачут совершенно чудесные.
И все бы было хорошо, если бы было хотя бы чуточку достовернее. Есть такой момент – видно невооруженным взглядом, что фильм «Альфа» создавался современными людьми, которые не имели представления о жизни древних людей и преследовали какие-то свои интересы и снимали про себя.
Фильм «Альфа», как у меня сложилось впечатление, про современного цивилизованного городского вестернизированного американского, а может и не только, подростка, у которого есть какие-то глюки в жизни, какие-то комплексы. Он какой-то замученный, забитый школой, судя по тому, как его пинают ногами. Фильм про становление личности. Проблема в том, что эта личность не дикая, не палеолитическая и к реалиям ледникового периода отношения не имеет. Это если судить в целом.
Если хочется посмотреть на себя любимого в антураже палеолита, то фильм чудесный. Если кому-то хочется посмотреть на красивую графику ледниковых пейзажей, недостоверных, а фантазийных, то тоже можно посмотреть. Но если хочется хоть немножко представить, как оно было на самом деле, то, конечно, лучше этот фильм не смотреть.
Источник: http://fasttorrent.su/film/borba-za-ogon.html
А для интереса можно посмотреть старый добрый фильм «Борьба за огонь», который не снимался ни с какими научными целями. Там и близко не стояла идея показать что-то достоверное, а получилось достовернее, чем во всех других фильмах вместе взятых. Такое общее впечатление о фильме.
Но есть немножечко частностей. Я выписал, и получилось 77 штук. Красивая цифра. Были и другие замечания, но часть я выкинул, как уж совсем придирки. Я подумал, что Бог с ними, уж совсем до мелочей докапываться не стоит, но есть некоторые довольно существенные.
Начнем с начала фильма. В заставке очень красивый пейзаж и с вершины скалы воют волки. Но зачем волки залезли на вершину скалы? Что они там делают? Чтобы повыть красивыми силуэтами на фоне не то заката, не то восхода? Волки – скалолазы или альпинисты? Зачем волки залезают на вершину скалы? Эта голливудская примочка, чисто из Диснея прямиком. Все мы знаем «Король лев», там силуэт льва на вершине скалы. Здравствуй, Дисней!
Дальше следующими кадрами народ подкрадывается к бизону. Но когда народ стройным рядом ползет к бизонам по какой-то абсолютно плоской равнине — это как-то вообще! Есть же этнография, где индейцы подкрадывались к тем же самым бизонам. Не делали они это по абсолютно ровной местности, где потом какой-то сумасшедший обрыв невероятной высоты. Ползая по земле, бряцая копьями так, что это слышно из динамиков, без укрытий, без складок местности – это полный бред. Дальше бизоны неожиданно начинают бежать. Проблема, что они бегут не в ту сторону. Они бегут на загонщиков, а не от загонщиков. Почему так происходит? Не понятно. Бизоны не должны бежать на хищников. Это как-то не логично.
Потом народ начинает кидать копья. Они мечут эти копья так, чтобы те воткнулись красивым рядом в ряд перед бизонами. Ни один охотник не станет швырять копья перед бизонами. Если уж они так классно кидают, то они кинут в самих бизонов. Втыкать наконечники в землю с большой вероятностью, что эти наконечники поломаются… Выделка наконечника – это не развлечение.
Дальше в фильме показывают, как трудно сделать наконечник и только одаренный парнишка способен это сделать. Нормальный наконечник. И тут все племя хором втыкает это дело в землю. У них такой большой запас копий? Они тащились за этими бизонами несколько недель, судя по всему, или дней Бог знает сколько в какие-то непонятные дали, чтобы потом воткнуть копья в землю. Не проще ли сразу в бизонов кидать?
Дальше охотники бегут геометрически стройным рядом. Физически это возможно на параде на Красной площади, там люди долго тренируются. И бизоны бегут довольно-таки стройными рядами. Но бизоны ладно, они копытные, а у людей не бывает так, чтоб охотники строились так, что чуть ли не по росту.
Тут мы обращаем внимание на самих охотников, когда они поднимаются в полный рост. Мы видим, что у них лица не те, у них раса неправильная.
Уже известно, что есть палеогенетика. И из палеогенетики, из генов этих древних людей, нам известно, что вплоть до 7 тысяч лет назад все были темнокожие. Они не были неграми в современном понимании этого слова, это были уже не африканцы и лица у них были разной формы, очень разными, кстати говоря. Они не были и современными белыми европеоидами. Такие люди, как в фильме, а там, в заглавии звучит, что это было 20 тысяч лет назад, появились, может 6 тысяч лет назад, а то и меньше, – темнокожие, иногда светлоглазые. И то для европейских кроманьонов того времени нет ни одной находки.
Источник: https://naked-science.ru/article/sci/uchenye-rasskazali-o-tom-kak
Может быть, кто-то был светловолосым. Хотя, опять же, сколько смотрели, все были темноволосые. Вот не те они. Да и лица у них, если посмотреть на пропорции, на ширину носа – вот не то. Они не должны быть европеоидами в современном понимании этого слова. Когда снимали «Борьбу за огонь» и то они реалистичнее показали. Там сапиенсы какие-то не европеоидные. Хотя фильм Бог знает, каких времен. А здесь 2018 год, наука, генетика.
Дальше прыгаем через охоту за бизонами, потому что она тут прерывается, и видим разных персонажей. Видим чудесные прически. Например, у одного из товарищей такой конкретный ирокез. Это отсылка к индейцам? То есть всё американцам неймется снять фильм про индейцев? Снимите фильм про индейцев! Тем более не факт, что сами индейцы такие прически носили до появления европейцев. Это однозначно отсылка к индейцам. И у всех по-разному. Я понимаю, что у них одной моды может и не быть. Но обычно, если они и имеют какую-то моду, то они более-менее похожи будут. А тут у одних так, у других сяк. Одни бритые, другие бородатые. Наверное, пусть все уж в одном стиле будут. Если мы посмотрим на фотографии диких чуваков из Новой Гвинеи, тех же самых индейцев из Амазонии, они, конечно, не копии, у них есть индивидуальность, но не на столько. А тут товарищ с ирокезом смотрится совсем уж левым.
Ведущий. А вот по поводу того, что все они разные, а кто из них все-таки похож на нужного человека 20 тысяч лет назад?
Станислав Дробышевский. Вообще никто.
Ведущий. А если из современных актеров брать кого-нибудь на роль человека 20 тысяч лет назад, то найдется ли вообще действительно похожий?
Станислав Дробышевский. Найти-то можно. Просто я не так хорошо знаю актеров по именам, чтобы с ходу сказать. Можно найти без проблем. Был классный фильм про человека, который из прошлого доживает до современности, не помню название, где он бессмертный человек.
Ведущий. «Человек с планеты Земля».
Станислав Дробышевский. Вот. Да. И он, кстати, кроме того, что светлокожий, форма лица у него мадленская. У него пропорции лица, нарочно или не нарочно, но похожи. Только его надо темным сделать, он там не чернокожий. А так– да, подходит. Но здесь они не такие. На реконструкциях Герасимов делал, и после него делали. Черепов у нас уже сотни. Эти все какие-то не те.
Далее следует сцена с инициацией. Парниши не слишком ли здоровы для инициации? Я, конечно, понимаю, что это процесс недолгий, в смысле не короткий. Но первые обряды инициации проводились в возрасте лет 6-10, а тут лет 18. То есть видно, что это просто современный возраст получения паспорта и всяких прав: можно сигареты покупать, и пиво пить, и пора им уже инициацию провести.
Но речь идет о верхнем палеолите. Товарищи, в таком возрасте они уже с семьями, уже помирать готовятся, как нам показано. Они в среднем жили по 30 лет, а тут парнише лет под 20 и все еще проходит инициацию. Какие-то беспомощные, бестолковые. Орудий делать не умеют. Что они делали всё предыдущее время? Все современные охотники-собиратели становятся мало-мальски самостоятельными лет в 10. С тех пор, как могут выстрелить из лука, бросить копьё, связать силок. Всё, они уже готовы на все на свете, и огонь добывать.
А здесь они орудия делать не умеют кроме одного. Как вообще племя выживает? Огонь разводят, как будто это невиданное чудо. Дальше они делают орудия. Делают не такие уж плохие тесла, как показано. Другой вопрос – что они хотели получить? Но они их пафосно выкидывают на помойку. Вы уж если делаете орудия – используйте их. Но выкидывать орудие готовое бессмысленно, потому что это ценный материал. Переделайте его, доведите до ума, всегда есть демонтаж. Мы знаем из археологии, что сырье ценилось. Хороший кремень достать трудно, если ты не сидишь на месторождении. Не похоже, чтоб они сидели на месторождении. Не видно мастерской, чтоб был массовый выход кремня. И не стоит раскидываться орудиями. Только один из всех мог сделать нормальное.
Инициация сводится к изготовлению орудий? Это цех ремесленников средневековых или это верхний палеолит? Я понимаю, когда охотники классно сплясали, толкнули речь про миф, про происхождение, поохотились, принесли первую добычу и доказали, что крутые охотники. Выбили зубы пафосным образом, сделали татуировку, скарификацию. Как делают все приличные охотники-собиратели и не только охотники-собиратели, когда проводят инициацию. Должен быть какой-то обряд. А они делают каменные орудия, наконечники. Я понимаю, что инициации бывают разные. Мы не знаем, как они точно проходили.
Те примеры инициаций, которые нам реально известны из верхнего палеолита, не такие. Там могло быть какое-то пафосное действие в пещере с фигурами, с плясками, с песнями, с метаниями копий, с нанесением шрамов на лоб или чего-нибудь еще. Но просто делать какую-то ремесленную мастерскую, ПТУ. Пэтэушники 20 тысяч лет назад.
Кроме того, мы видим самого парнишу крупным планом. И теперь просто финиш! Я понимаю, что после «Звездных войн» со злодеем уже ничего страшнее не будет, но этот с губами бантиком и вечно приоткрытым ртом. Верхнепалеолитический красавец. Ему уже под 20 лет, он ничего не умеет и ходит весь фильм страдает, распускает сопли, и мучается совестью или чем-то еще.
Источник: https://olegon.ru
Это современный образ мажорного клубного дебила, который вырос у родителей за пазухой, у каких-то олигархов и вдруг неожиданно оказался в суровом внешнем мире. Это не верхний палеолит. Это привнесение современных стереотипов, причем американских, которые мы видим в каждом фильме про подростков, будь то фэнтези, какой-нибудь бытовой фильм, что угодно. Везде стереотипы одни и те же. Хоть про верхний палеолит могли бы не брехать.
Дальше мы видим жилища между делом, на заднем плане маячат. Но жилища не такие. Это 20 тысяч лет назад, надо думать Европа, судя по гористому пейзажу. Гористые пейзажи есть в центральной Европе, Альпах, Южной Франции, Пиренеях может быть, но там таких жилищ не строили. Те жилища, которые показаны в фильме, – куполообразные с бивнями. Не факт, что такие были жилища. Их строили на территории нынешней Украины, в Брянской области, в Липецкой области. Это восточная Европа. А на Украине, в Брянской и Липецкой областях нет ни скал, ни гор, ни обрывов бездонных. Культура – это такая вещь, которая привязана к местности, как бы они там ни кочевали. В западной Европе, где такие пейзажи, нигде таких жилищ не найдено, а археология там развивается 150 лет. И таких жилищ там нет.
Более того, такие жилища не соответствуют солютрейским наконечникам, которые там показаны. Вот эти красивые листовидные наконечники классно выделанные – это, судя по всему, Солютре, а дома – не Солютре. Жилища из одной культуры, орудия из другой культуры. Как-то не то. Более того, на одной стоянке столько жилищ не будет.
У нас есть прецеденты в Костенках, в Юдиново, в Межелево, в Мезине, где дома из костей мамонта, повторяю, не факт, что это дома, их там два-три. А тут целая куча понастроена. И сколько народа там живет? Зачем их строить столько? Не строилось никогда в таком количестве.
Я хотел добавить про сами орудия: когда инициацию показывают, они что вообще хотели получить? Сам парниша сделал клевый наконечник. Видимо, это пафосно. А предыдущие товарищи – тесла, топоры какие-то? Они что в голове имели? Еще хабилисы 2 миллиона лет назад, когда делали чоппер, они уже знали, что хотят сделать чоппер, мы это видим просто по типологии орудий. Есть такая вещь, как типология. И когда первобытный человек начинает клепать булыжник свой, он знал, что хочет получить. Они, видимо, не знали, судя по тому, что получилось у каждого свое. По какому критерию они оценивают?
Источник: http://forum.istorichka.ru
Дальше во время инициации вождь специально режется наконечником. Я понимаю, что им много на что было по фигу, но зачемнарочно резаться в верхнем палеолите, чтоб проверить, острое или нет. Он найдет что порезать, зачем резать себе палец? Лишняя рана. Ладно бы он парнишу порезал этим наконечником, я бы это понял. Если бы он себе пафосно какой-то шрам поставил, что еще одного инициировал. А тут он тупо порезался.
Я когда был студентом, я тоже ради пафоса изображал, что я проверяю остроту на себе. Когда я был маленький. Но когда это вождь племени делает – это бессмысленно, вредно. Он идиот?
Завершается инициация чудесной сценой пинания детей. Это полная жесть. Зачем пинали бедных детей? Конечно, многие инициации включают в себя измывательство, какой-то элемент издевательства, членовредительства. Но обычно это не критично – так сделано, чтобы остался шрам на всю жизнь на каком-то месте, на животе, на ногах, на спине, на лбу желательно. Чтоб видно потом было издалека. Могут зубы выбить, сплошь и рядом бывает. Хотя чаще такие членовредительства бывают у скотоводов, где численность большая. У диких аборигенов австралийских тоже бывает. Может быть ампутация мизинца.
Но просто пинать ногами, с риском повредить почки, печень, селезенку. Без всякого ритуала просто взяли под дых, как это видно на заднем плане — это какой-то бред. Они должны быть ритуализованные, а не в виде тупого мордобоя.
Выдвигается во время инициации на передний план вождь и пускает сопли. Ему плохо, ему тягостно, ему грустно смотреть, он не может смотреть, как пинают его любимого сыночка. Он отвернулся. Уж либо ты вождь и ты руководишь всем этим беспределом, тогда ты в первых рядах, и пинаешь, режешь пальцы, шрамы делаешь, либо ты вообще не вождь. Хотя большой вопрос: был ли институт вождя в верхнем палеолите? Ладно, опустим, мы не знаем. Но вождь, который отвернулся, он не может смотреть на инициацию… Уже если ты вождь, то ты, скорее всего, руководишь этой инициацией, а не отворачиваешься с тоской на лице и со слезами и соплями на бороде. Ты должен быть в первых рядах. Либо одно, либо другое. Если это учтено традицией, то ты радоваться должен, что твой сыночек стал взрослым, счастье должно быть. А то, что ему отпинали почки и он будет теперь мочиться кровью всю жизнь – значит у вас такой дебильный обряд, значит все равно нужно радоваться.
Деконструкция. Станислав Дробышевский об историческом фильме “Последний неандерталец”. Часть 2.
К тому моменту, 30 000 лет назад, неандертальцы были адаптированы, приспособлены к жизни в Европе...
Деконструкция. Станислав Дробышевский о фильме Парк Юрского периода. Часть 2.
Те, которые очень большие динозавры, - диплодок, тираннозавр, совсем крупнокалиберные. У них не...
Деконструкция. Станислав Дробышевский о фильме Парк Юрского периода
Диктор. Если люди однажды вымрут из-за какой-нибудь катастрофы - это будет самая большая трагедия...
Присоединяйтесь к нашей рассылке
Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.