Станислав Дробышевский. Не все, что мы поглощаем, полезно. Это опять же к вопросу о возможных крутых преобразованиях нашего организма в будущем. Можно сделать питание таким, чтобы не нужно было сбрасывать отходы. Марат Секаев. Это нормальная тема. Станислав...
Школа злословия – Станислав Дробышевский. Часть 2.
Ведущие. А гномы и эльфы, эта мифология?
Станислав Дробышевский. Эльфы и гномы, это Европа. Где Флорес, а где Европа, это не одно и тоже. Хотя есть гипотеза, что представления о тролях и гномах это воспоминания неандертальцев, потому что у них все признаки совпадают. Живут в горах, в пещерах, бородатые, мощные, тяжёлые, очень сильные. Тут правда вопрос какие представления народные, а какие Истонкина, начитанные. Истонкин сам сочинил, в общем комплекс более-менее совпадает. Возможно, в Европе это воспоминания неандертальцев, а на острове Флорес «хоббиты». В Азии может быть на основе денисовцев, потому что в Денисовой пещере на Алтае нашли одну фалангу мизинца, потом нашли зубы и ещё, ещё, найдено вообще немного остатков. Главное, что оттуда выделили ДНК. ДНК оказалось отличное и от нашей, и от неандертальской ДНК примерно поровну.
Ведущие. Чем?
Станислав Дробышевский. Составом нуклеотидов. ДНК — это длинная-длинная молекула, она изменчива во времени. Происходят мутации, она меняется. У них эти мутации накопились за очень длительный период, когда они не с неандертальцами, не с нами родства не имели и не смешивались. Они чуть-чуть ближе к неандертальцам. Совсем чуть-чуть. Это третий большой вид, если флоресских людей не учитывать, а если учитывать, то получается четвёртый, который жил на планете. Флоресские люди жили на одном острове. А денисовцы скорее всего были во всей Азии.
Ведущие. Вы же сказали, что останки флоресских людей нашли 18 особей, а от денисовского человека только полторы кости.
Станислав Дробышевский. Дело в том, что флоресские люди жили только на этом острове и всё. ДНК денисовцев от нашей отличается, у австралийских аборигенов и папуасов Новой Каледонии и на прочих островах там почти пять процентов, вернее 4,7 процентов денисовской примеси, неандертальской у них 2,5 процента.
Источник: http://batrachospermum.ru/2018/09/homo-floresiensis-discovery/
Ведущие. Это означает какие хождения, куда?
Станислав Дробышевский. Это значит, что денисовцы скорее всего заселяли всю Азию, пока они шли из Африки в Австралию, они шли не через Алтай это понятно. Они шли по берегу Индийского океана. Поскольку динисовцы были и там, и на Алтае, и где-то ещё вот они как-то там примешались к сапиенсам, которые передвигались и пять процентов это много. А оттуда потом гены распространялись и так далее, в принципе и у нас денисовские гены есть, только у нас совсем крошечный процент. Как они выглядели мы не знаем, потому что от них только ДНК по сути дела известно. Мы имеем черепа с других территорий Азии, по которым у нас нет ДНК, и они логично как бы совпадают с территорией распространения денисовцев. Они от нас довольно сильно отличаются. У них надбровья больше, лоб более покатый, у них довольно специфический комплекс. Может быть, они тоже частично наши предки.
Ведущие. Это были некие ответвления развития человека?
Станислав Дробышевский. Просто, когда из Африки начиная с двух миллионов лет и потом они выходили, расселялись, то каждый раз группа оказывалась в изоляции либо в одном месте, либо в другом. На острове Ява есть своя тупиковая линия, просто она уже настолько давно известна, что её как-то стало скучно сейчас обсуждать и она сейчас не на слуху. Там есть люди, питекантропы, самые классические, это на самом деле тупиковая линия, не наши предки, они на Яве жили. Например, люди с реки Соло, это такие специфические индивиды, с множеством специфических признаков, которые явно тупиковые. Скорее всего они были предками этих флоресских людей. Флоресцы на острове Флорес, а на Яве они так свою линию и продолжали. Они не так давно вымерли. Есть исследователи, которые считают, что эти индивиды тоже сделали свой вклад в современных людей, хотя скорее всего нет по совокупности данных.
Ведущие. Возможно ли что сейчас помимо человечества кто-то ещё живёт параллельно, насколько это реально?
Станислав Дробышевский. Нет, это всё тема снежного человека. Пока снежный человек в байках и сказках. Про него всё известно, как он спит, как он ест, следы зубов. Но никто ещё его не поймал. Это как-то подозрительно. А всё, что до сих пор было поймано, это какие-то диковатые личности. На самом деле даже череп был откопан в свое время на Памире. Рычков откопал череп, ему сказали, что приходил к кишлаку снежный человек, мы его застрелили и закопали вот под той арчой. Он пошёл откопал череп, сапиенс, абсолютно сапиенс. Лежал он долгое время на кафедре, потом затерялся среди всех коллекций. Просто здоровенный мужик с огромным надбровьем. Человек и человек. Кого они пристрелили дело тёмное, возможно какой-то бомж ходил начала 20 века. Проблема в том, что, когда начинают рассуждать люди, которые не на Памире не были, нигде не были, просто им здорово съездить в экспедицию, там потусоваться и выпить водки, как бы да. Рассуждать можно много, а на практике нужно оперировать фактами, а фактов нет.
Источник: https://vogazeta.ru/articles/2018/4/9/quality_of_education
Ведущие. Скажите, вы как, палеоантрополог, участвовали в раскопках?
Станислав Дробышевский. Можно сказать это мое проклятие. Я это делаю каждый год по работе. Потому, что я веду летнюю археологическую практику студентов, я два месяца этим занимаюсь.
Ведущие. Проклятие, потому что вы это всё ненавидите?
Станислав Дробышевский. С некоторого момента начинает немножко надоедать.
Ведущие. Где вы это делаете?
Станислав Дробышевский. В самых разных местах. Этим летом мы были в Приднестровье и там копали. А до этого даже в Московском кремле были, в Новгороде, в Тaмани, в Керчи.
Ведущие. Там же археологические раскопки? А антропология там как? Там же найдёшь череп?
Станислав Дробышевский. Раскопки, которые веду я, это поздние времена. Это скифы, сарматы, средневековье. В раскопках на Денисовой пещере я тоже участвовал. Там половина наших археологов была. Участвовать в экспедиции не сложно, обычно в экспедиции всегда недобор людей. В экспедиции всегда ждут, когда приедут люди с лопатами и будут копать.
Ведущие. Почему недобор? Нет квалифицированных энтузиастов?
Станислав Дробышевский. По большому счёту да! Страна у нас самая большая и копать ещё очень много, где есть. У нас огромное количество того, что ещё можно раскопать, а археологов мало. Археологов меньше, чем археологических памятников. Копатели обычно это студенты, я вожу своих студентов. Школьники часто бывают на раскопках и просто волонтёры, ещё и деньги за это сами платят.
Ведущие. Я хочу вернуться к денисовскому человеку, меня охватывает патриотизм от того, что у нас наши раскопали и вообще, что этот человек принадлежит нам. Расскажите о том, как происходили эти раскопки?
Станислав Дробышевский. Есть пещера. Она не такая большая на самом деле. Там три зала. Один центральный, его раскопали очень давно и сейчас он представляет большую яму. Там, где я копал небольшая комната, куда когда-то давно сверху упал огромный булыжник и раскопки возможны только по бокам этого булыжника. Булыжник несколько метров в диаметре и щели по бокам, и там находки. А последние находки были найдены в третьей комнате. Когда я там был, раскоп в этой пещере только-только заложили, после этого я уехал. В процессе раскопок стали появляться находки.
Ведущие. И что там нашли?
Станислав Дробышевский. Там огромные отложения начиная с 300 тысяч лет назад. Много-много слоёв. Чем она замечательна? Пещера замечательная, она одна и рядом больше нет пещер, редкая вещь. И все жили в ней.
В этой пещере много-много отложений. И эти отложения потихонечку раскапывали сверху вниз в глубину. Все находки, то, что находится сразу видно, а в этой единственной пещере вечная мерзлота. За день, вернее за ночь оттаивает где-то два сантиметра и эти два сантиметра можно раскопать, а дальше мерзлота. Площадь большая, работы на день хватает. Каждый камешек отмечается на плане, зарисовывается. Вся земля промывается отдельно. Я этим в основном занимался. В реке Ануй. Промывается это всё в железных сетках.
При промывке разная мелочь находится, обычно в виде зубов. Поскольку это всё по слоям снимается, то точно известно от куда, с какого квадрата, с какого слоя. Потом это всё сортируется и много людей сидит и сортирует млекопитающих отдельно, птиц отдельно, камни отдельно. Человек раз в сорок лет попадается. А потом в течение следующих много лет особо умные индивиды сидят и пытаются понять, что это всё значит.
Ведущие. И там была найдена только одна фаланга пальца?
На самом деле ещё в советские времена было найдено три зуба, правда два из них потеряли.
Ведущие. А как это можно?
Станислав Дробышевский. В лаборатории они лежали, ДНК анализа не было, но один денисовский зуб, Слава Богу, остался, самый большой, страшный. Потом нашли эту фалангу, потом нашли ещё зубы, потом нашли ещё фалангу стопы ноги. Сначала было руки, потом ноги. Самое замечательно, что сейчас из них из всех выделили ДНК, очень хорошей сохранности. Оказалось, что там одновременно были и неандертальцы и денисовцы. Совсем одновременно, или один за другим это трудно понять. Но они резко отличаются друг от друга по ДНК, потом ещё и сапиенсы пришли, а сверху там ещё и скифы жили, а совсем сверху современные какие-то алтайцы жгли костры, видимо туристы, перед тем как археологи стали копать.
Ведущие. То есть на самом деле на земле одновременно проживали несколько совершенно разных вида?
Станислав Дробышевский. На самом деле четыре вида, как минимум. Это сапиенсы из Африки вышли, неандертальцы в Европе, западной Азии, где-то на Алтае, начиная с Алтая и дальше на Восток денисовцы, на острове Флорес эти эксклюзивные флоресские люди. Может быть ещё где-то. Есть замечательная республика Помалу в Индонезии это острова в Тихом океане, там есть несколько пещер и тоже были найдены кости типа флоресских, так называемых хоббитов. Маленькие косточки, маленькие черепа, карликовый рост.
Более того придания современных индонезийцев говорят, что до того, как современные люди прибыли, там тоже были какие-то странные карликовые человечки. Но, приданиям верить, как бы не стоит, у всех есть придания про карликовых человечков, это не значит, что они везде жили на самом деле. Но, когда совпадает с ископаемой антропологией, то тогда всё выглядит по-другому.
Там датировки две тысячи лет, на Помалу, это уже можно сказать современность. Проблема там в том, что когда это тропические находки на острове Флорес, на Помалу, то ДНК нельзя выделить, потому что ДНК в тропиках не сохраняется, из флоресcких находок пытались, но ничего не получается, пока не получается. ДНК просто разрушается. Но может быть ещё не умеют хорошо выделять ДНК.
Проблема в том, что достают в основном из зубов, в полости зуба хорошо сохраняется. Но чтобы её достать нужно зуб просверлить и при этом не загрязнить. А когда мы сверлим, то тоже разрушаем, сверло нагревает сам зуб, тут проблемы технические, сейчас пытаются это решить. Вообще ДНК стали выделять 10 лет тому назад из ископаемых остатков. Может через 20 лет из динозавров смогут выделить ДНК. Скорее всего из динозавров не получится, потому что не сохраняется.
Ведущие. Какой у пигмеев самый высокий рост?
Источник: https://weekend.rambler.ru/places/38913761-kto-takie-pigmei
Станислав Дробышевский. Нет границы пигмеев и не пигмеев. По умолчанию считается один метр 55 сантиметров средний рост, граница пигмейскости. Есть группы выше, ниже. Есть группы, которые считаются пигмеями, но у них средний рост один метр 60 сантиметров. Они по образу жизни, по культуре они пигмеи. Так что границы нет. Самые низкие, если в Африке один метр 36 сантиметров для женщины и один метр 42 сантиметра для мужчин. А в Венесуэле, в Южной Америке там есть свои индейские пигмеи, по которым очень невнятные данные, кто-то в двадцатом веке туда ездил и с тех пор там больше никто не был. Там один метр 30 сантиметров для мужчин.
Ведущие. А они сейчас есть?
Станислав Дробышевский. Про это никому не известно, потому что это горный район, это горные тропические дождевые леса и туда кто-то из антропологов ездил, померял немного людей. Не известно достоверно это, или не достоверно. С тех пор там просто никто не был. По крайней мере я об этом не знаю. Может кто-то был, но я о таких новейших исследованиях не знаю.
Ведущие. А почему?
Станислав Дробышевский. Потому что это Венесуэла, потому что это тропики и потому что расоведение на западе благополучно загнулось. Они могут приехать и взять группу крови и ДНК на анализ и потом с удовольствием определять группу, а про рост они ничего не скажут. В современных работах как-то не принято приводить фотографии людей. Это по крайней мере на Западе. А у нас сейчас в принципе антропологов немного, у нас антропологов меньше, чем космонавтов в стране. Ну не настолько плохо, если речь идёт о неандертальцах там есть и немцы, и англичане.
Ведущие. Что последнее вас восхитило в ваших научных занятиях?
Станислав Дробышевский. Сложно сказать.
Ведущие. На что вы набрели на такое, что прям ух?
Станислав Дробышевский. Последнее год-полтора я изучал происхождение рас, как-то более-менее занялся плотно и меня восхитило то, что с некоторого момента мне стал как-то очевиден плагиат мыли, мысль не моя, что расы когда-то возникли, что они всё время меняются. Я этим глубоко последнее время проникся то, что они меняются и то, что чем малочисленнее группа, тем она более продвинутая, тем она больше изменилась по сравнению с предыдущим.
Существует такое мнение, что какие-то дикие пигмеи, бушмены где-то в лесу, в саване живут и наверное, у них культура примитивная и сами они тоже, наверное, очень примитивные. А на самом деле они самые продвинутые и есть, потому что в условиях маленьких групп отбор жёстче и там так называемая генетика, автоматический процесс, будет активнее работать, и они как раз от некого исходного кроманьонца, грубо говоря, больше отличаются чем мы.
Источник: https://en.ppt-online.org/319959
Ведущие. Спасибо вам большое.
Станислав Дробышевский. Человечество менялось во времени. Человечество очень различается по разным территориям сейчас и в прошлом. У нас довольно много предков и линии предков есть генеральные и есть боковые ответвления. Иногда достаточно специфические, своеобразные типа неандертальцев, денисовцев, может быть кого-то ещё. Чем дальше мы изучаем наше прошлое, наше настоящее, тем больше интересного мы видим. Наука антропология она одна из многих наук, изучающих человека, человек может изучаться не только с точки зрения биологии, а с точки зрения социальных институтов, лингвистики и тому подобное. Хорошо, когда все эти науки работают вместе, хорошо, когда эти науки не ограничиваются в своих возможностях познания и тогда мы узнаем всё больше и больше, и картина нашего прошлого становится более полной.
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.
Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”
Понятие морали — это сложная философская концепция, и понять бывали ли доброта и человечность в древности крайне проблематично — то есть мораль она не окаменевает. Мы не можем найти её в виде окаменелости. Отпечатки и чего-то такого зримого, вещественного, что можем...
Присоединяйтесь к нашей рассылке
Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.