Станислав Дробышевский. Когда они снимали, интрига была как раз сделать разных людей, потому что фильм по книжке “Борьба за огонь” снят давным-давно. Там была такая ключевая идея, что в одно и то же время, 80 000 лет назад (это правда более-менее), на планете существовали разные человечества. В одном месте – сапиенсы, в другом – неандертальцы. Они между собой как-то хитро взаимодействовали. Причём изображена Европа, но на этом акцент не делается. Есть некая территория. По большому счёту, идеально подходит Ближний Восток: Иордания, Израиль, Сирия — эта территория. Тем более, там географически прыгает всё это из тропиков в северные места.
Загримировать современного человека под древнего — это большая проблема. Более того, в самом начале фильма есть не только неандертальцы, но и еще какие-то мохнатые персонажи, о которых трудно сказать кто это, но по уровню это что-то примитивнее питекантропа, которых вообще там быть не должно. Но почему бы и не быть в художественном фильме. Их труднее всего сделать. Это огромная проблема для всех фильмов про древних людей. Например, сделать, чтобы не было подбородочного выступа, потому что у современных актеров он-таки есть. Либо его надо истреблять компьютерно, но это в восьмидесятые годы никто этого не умел еще делать, либо вставлять в губы какие-то штуковины (как боксёрам)…
Ведущая. Накладки.
Станислав Дробышевский. … чтобы губы оттопыривались и подбородок убирался. Или подбирать актёров. Как они, собственно, подобрали Рона Перлмана такого, что его можно без грима снимать. Он уже готовый неандерталец. Но они справились на ура.
Источник: https://www.gazeta.ru/science/2016/07/07_a_8376593.shtml
И, кстати, еще одна проблема — там не только подбородок, еще и лоб надо убрать. Потому что современные люди упорно с большим умом. Загримировать человека с высоким лбом вертикальным под покатый неандертальский – огромная проблема. Можно среди современных людей найти такого с покатым лбом, но надо долго искать, и не факт, что он будет талантливый актер при этом. А нужен всё-таки талантливый актер. Тут они сделали гениально: они сделали какие-то хаера, какие-то такие странные волосы, торчащие пучками. Вроде это волосы. Они замаскировали выступающие лбы, но удалось на ура.
Неандертальцев было сделать гораздо сложнее. Есть разные неандертальцы: ещё есть рыжая группа неандертальцев-каннибалов и они немножко другие. У них носы другие, у них челюсти другие, у них разрез глаз, даже скулы у них не такие. Это очень круто было сделано.
А кроманьонцев — это другой вопрос. Потому что мы сейчас знаем, что кроманьонцы были очень разные в эпоху не 80 может тысяч лет назад, а чуть попозже – 40 000-30 000 лет назад, в эпоху верхнего палеолита (здесь границы этих времен). Разнообразие кроманьонцев было больше, чем разнообразие современных рас.
Если мы возьмем сейчас европеоидов, монголоидов, негроидов, австралоидов, американоидов и еще какую-то экзотику, то различие между самыми отличающимися современными людьми всё равно будет меньше, чем между разными кроманьонцами тогдашних времен (40-50 тысяч лет назад). Они были очень неодинаковые. И при этом изобилии вариантов можно было найти похожих на то, что показано в фильме. В фильме опять же нет какого-то особого акцента, кто это такие.
Источник: https://naked-science.ru/article/interview/antropolog-drobyshevskiy-v/
По стилю телодвижений и культуры это явно какие-то южные граждане. И они очень здорово сделали, что замазали всех какой-то серой грязью, не очень понятной. Цвет кожи и цвет волос даже не показали. Глазки такие, что не разберёшь какого цвета. Это они сделали просто на ура. Поскольку в восьмидесятые годы, когда все это снималось, уж тем более, когда писалась книжка, намного раньше, не очень знаю, но сильно раньше, сведений о пигментации древних людей не было никаких. Никто не знал, они были белые, черные, желтые, зеленые, фиолетовые. Бог его знает. Но сейчас-то мы знаем.
Сейчас мы знаем, что люди верхнего палеолита, первые кроманьонцы, и большинство неандертальцев, и денисовцы — все поголовно практически были темнокожие, темноглазые, темноволосые. За редкими исключениями — пара неандертальцев есть рыжих. Они в фильме на удивление есть. Парочку цветноглазых кроманьонцев тоже можно найти. Но здесь они решили гениально: их замазали серой грязью. Это тоже отвечает реальности, поскольку древние люди наверняка мазались всякой дребудой. Мы находим охру в погребениях и из этнографии мы знаем, что сплошь и рядом условные дикари себя очень любят закрашивать синим цветом. Какой краситель есть в окрестностях…
Ведущая. А это могло иметь отношение какое-то к обрядам?
Станислав Дробышевский. Естественно. Они там и есть. Они ж не просто замазаны, они ж ещё и на носах пятнышки рисуют. И более того, этого неандертальца раскрашивают в фильме. Так что здесь они попали прямо в точку. Нужно было показать еще и контраст – если бы они взяли неких стандартных кроманьонцев (среднестатистических условно), они от неандертальцев будут отличаться не так уж сильно. Они тоже будут мегабородатые, лохматые.
Меня сейчас для съёмок в порядок привели должными усилиями, но если бы не приводили я бы примерно так бы и выглядел: торчащая во все стороны борода, за лето отросшая. У меня ещё за лето, а у них за всю жизнь хаера бесформенные. Наверняка что-то они себе подравнивали, потому что современные дикари периодически заморачиваются на всякое парикмахерское искусство. Какими-нибудь кремневыми, медными лезвиями подрезают, подстругивают. Но не чересчур они этим озабочены. Хотя наверняка что-то такое было. По крайней мере в верхнем палеолите у нас же есть статуэтки и в некоторых случаях мы видим, что они заморачивались.
Самый лучший пример — это статуэтка из Австрии, Виллендорф. Самая классическая — Венера. У нее на голове какие-то пумпочки. То ли шапочка плетеная, то ли причёска курчавенькая такая. Из Брассемпу опять же есть чудесная статуэтка, прям такой бюст и тоже причёсочка классно сделана. Они это делали однозначно. И тут у них неандертальцы лохматые, дремучие, а кроманьонцы более приличные. У них еще маски. Надо было показать контраст.
Если стандартизованный кроманьонец, о чем я начал говорить, от неандертальца может не так уж прямо и отличался — был довольно диковатый, то некоторые продвинутые кроманьонцы были очень даже приличные. Они взяли крайности: им надо было подчеркнуть и они подчеркнули, но не запредельно, что тоже очень удачно. Они, конечно, немножко перегнули палку в движениях. Например, когда неандертальцы ходят — они уж совсем, как обезьяны, двигаются.
Источник: https://disgustingmen.com/history/homo-heidelbergensis/
Я так понимаю, когда актёрам сказали: “Двигайтесь как первобытный человек”, – они старались, изображали. Немножко кривобокие получились неандертальцы. Вообще двигались они как мы совершенно. Но надо было показать контраст и они сделали это гениально. “Оскар” совершенно заслуженный.
Ведущая. То, что касается одежды. Неандертальцы ходят в шкурах, а кроманьонцы ходят без одежды?
Станислав Дробышевский. Кроманьонцы просто голые. Так примерно и было. С маленькой поправкой, что в фильме не слишком очевидна география. У неандертальцев потребность в одежде была. Мы точно знаем, что одежда у них присутствовала, по двум показателям: во-первых, на некоторых стоянках неандертальцев есть лощило. Это костяные обломки, которыми они мездрили шкуры. Когда у нас есть шкура животного, на ней изнутри есть слой жира, волокон соединительнотканных. Это все надо убрать, чтобы шкура не закоробела и не заскорузла, не стала жестяной какой-то ерундой. Надо это обрабатывать. Эти лощила, костяные обломки, затертые характерным образом.
Есть такая наука трасология, когда по повреждениям на предметах определяют, зачем использовалось. Смотрели и показали, что это именно для обработки шкур. И называлось лощило. Второе — это генетика вшей, как может быть это ни странно. У современных людей есть несколько видов вшей. Три основные, самые ключевые — это те, которые живут на теле у человека. Головная, например, и те, которые живут на одежде, платяная вошь.
Генетика современных вшей показывает, что генетические линии тех и других разошлись примерно 100 000 лет назад, может быть и раньше. А мы знаем, что 100 000 лет назад наши предки, кроманьонцы, жили где-то в тропиках в Африке, в лучшем случае на Ближнем Востоке. И в холод они не совались точно. Единственные, кто жили в холоде, кому нужна была одежда так, что появилась платяная вошь самостоятельная, которая только на одежде живёт, это были неандертальцы и денисовцы в Азии.
Из-за этого мы получаем две вещи. Во-первых то, что у неандертальцев одежда уже точно была. Во-вторых то, что сапиенсы и неандертальцы настолько плотно общались, что эту платяную вошь заимствовали. И она до сих пор у особо одаренных есть. У нас с Вами, слава Богу, нет. А так вообще периодически встречается. До сих пор этот вид существует.
Наши предки в это время, восемьдесят тысяч лет назад сидели в тропиках, преимущественно в Африке и где-то на Ближнем Востоке. Периодически они вылезали. Мы знаем именно для того времени, 180 000 лет назад, что они ещё и пересекались между собой, и более того, неандертальцы очень побеждали в этот момент.
Так что в тропиках им одежда была не нужна. Многие современные группы вот прямо нон-стоп сейчас в данный конкретный момент в тропиках на экваторе бегают голышом. Им хорошо. Зачем им одежды? Что не отменяет всяких украшалок, которые опять же там есть.
Причем характерные неандертальцы там ходят без украшалок. В общем-то примерно так и было, хотя у неандертальцев были индивидуальные украшения. Более того, самые древние именно неандертальские, в Крапине, например, в Хорватии. Там 130 000 лет назад были подвески из когтей орлана-белохвоста.
Но у сапиенсов это намного чаще, то есть у неандертальцев это единичные прецеденты, их, не знаю, штук 20 на 100 000 лет. А у сапиенсов полным-полно. Что характерно, именно датировками 80 000 лет в Южной Африке (Квазис-ривер). Там есть навалом этих украшений, в основном в виде ракушек.
Но всегда надо помнить, что мы имеем то, что долговечное, что сохраняется. А в фильме они ходят в каких-то деревянных, из палочек набранных непонятных штуковинках. И наверняка такое было, что-то подобное, потому что из этнографии нам это известно. Всякие маски из коры, из перьев, из соломы какой-нибудь.
То, что не особо сохраняется, присутствует всегда в этнографии. И наверняка тогда у сапиенсов это уже и было. Так что здесь воля фантазии была открыта, и они это реализовали. В какой-то степени даже реалистично. Есть такая пещера замечательная Эльват в Израиле. Там найдены погребения многочисленные. У парочки есть головные уборы из косточек ног куропаток – цевки (тоненькие-тоненькие, длинные косточки). Вот такой длины. Прямо набранные такие прямоугольнички из этих косточек. Они как-то так хитро на голове лежат.
Ведущая. В смысле в форме шапочки лежат?
Станислав Дробышевский. Даже не то, что шапочки, а какими-то такими пластинами, но это не шапочка. Явно не то, чтобы от дождя закрыться. Это именно украшение, накладки на волосы. Они на волосы крепились.
Источник: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=oHRQJpjt7Q4
Я не знаю, честно говоря, создатели фильма видели вот эти находки в Эльвате? Находки старые, раньше, чем фильм. Или они сами это с нуля изобрели, но попали в точку. Хотя там не на лице, в Эльвате, но по стилю один в один. Имеют прямое отношение к реальности.
Я ещё не сказал про неандертальцевскую одежду. У неандертальцев одежда была, а вот какой она была, честно говоря, мы не очень знаем — потому что у нас нет находок шкурок поверх неандертальцев в погребении. В фильме они ходят в каких-то обносках непонятных. В каких-то шкурах уже драных, ужасных. Из этнографии такое известно. Например, огнеземельцы — жители огненной земли, самой южной оконечности Южной Америки — они вплоть чуть ли не до середины 20 века, по крайней мере до начала 20 века, так примерно и ходили. Большую часть времени просто ходили голыми, но, если было уж совсем холодно – снег выпал, неуютный ветер дует, Антарктида рядом – накидывали на себя шкуру гуанако (верблюды южноамериканские). Просто шкуры, не особо обработанные, накидывали, даже не зашивали. Ни шнурков никаких, ни пуговиц, ничего нет. Просто накидывали на плечи, чтоб от ветра защититься. Это самый примитивный вариант одежды, какой только есть.
Ведущая. А обувь?
Станислав Дробышевский. Обувь тоже из этой серии. У неандертальцев обувь неизвестно была или не была. Единственный след, вернее цепочка следов, которые есть в артопях неандертальских (достоверно неандертальских), они босые. Но в верхнем палеолите, когда уже сапиенсы, тоже все следы ног, какие нам известны, без исключения, все босые. Хотя мы точно знаем, что обувь у кроманьонцев была. Поскольку у нас есть погребения в Сунгире (это окраина города Владимира). Там погребение: 3 индивида в 2 могилах. Одно двойное. Вся одежда расшита бусами из бивней мамонта. Они там в капюшонах, в накидках, какие-то плащи по типу унтов у них точно были. Но это уже 36 000 лет, это другое время. Так что у неандертальцев могло и не быть.
Ведущая. А как же они спасались от такого холодного климата?
Станислав Дробышевский. Учитывая, что они жили в ледниковом периоде и периодически зима была довольно суровая, почему бы не быть этой обуви. Раз уж у них были орудия для изготовления одежды и вши, то что-то они на ноги одевали. В фильме на этом акцент не сделан. Там у них что-то на ногах намотано, но как-то неочевидно, что это обувь, и функционал совсем неясный, честно говоря. Наверняка, я думаю, что было. Потому что не так сложно это изобрести. Уровень интеллекта неандертальцев был вполне достаточный, чтобы это у них присутствовало.
Но летом почему бы не ходить босиком? У нас до 30-х годов простое крестьянское население ходило летом босиком. А где-то и сейча ходят. В нашем климате – это не тропики, а вполне всё у нас. Учитывая, что отбор естественный был суровее, чем у нас, может быть они периодически зимой так и ходили.
Тем более, что ландшафт, который показан в фильме, какой-то неочевидно ледниковый: с одной стороны есть мамонты, которые однозначно северные животные, а с другой стороны есть аисты-марабу. В каком-то кадре они мелькают. Грифы, которые конкретно африканские. По странному сочетанию — это Ближний Восток. Потому что там и неандертальцы, и сапиенсы одновременно. Как-то так и есть. Это территория Сирии, Израиля, Иордании. Там можно жить без обуви, можно с обувью. Опять же они прыгают по камням без обуви — тоже не очень уютно. Можно, но не нужно. Есть же у нас находка в Киик-Кобе в Крыму — неандерталец. Не целый скелет, но идеально сохранилась стопа и поломанные пальцы. Есть такое мнение, что это он себе сломал, когда босиком скакал по каким-то каменным осыпям. Примерно как в фильме. Тоже самое — где-то поскользнулся, поехало всё и он себе пальчики повредил. Может отморозил, как вариант. Был палеоантрополог-палеопатолог Рохлин. Функционирующий врач-практик. В Великую Отечественную обморожения лечил. Он считал, что это обморожение.
Ведущая. А вообще по поводу климата в эпоху палеолита — он резко скакал?
Станислав Дробышевский. Конечно.
Ведущая. И насколько соответствует вообще климат, который показан в фильме, действительности?
Станислав Дробышевский. Они очень удачно в фильме не стали делать на этом акцент. Нет какого-то откровенного лета, и совсем запредельной зимы. Межсезонье показано, ни то ни сё. Климат был вот такой: если его на графике нарисовать — это такая решётка, зубья получаются. Не решётка, а пила, причем очень острая гребёнка. Даже более того. Хоть в нашей проекции от современности, если мы смотрим период межледниковья длился пару тысяч лет. Теперь для нас это маленький зубчик в масштабе тысяч лет.
Ведущая. Он мог годами длится, да? Один какой-то температурный режим?
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki
Станислав Дробышевский. Естественно, что этот период похолодания-потепления длится больше, чем продолжительность жизни человека. Длиннее поколения или каждого конкретного человека тогдашнего времени. Это был всегдашний климат. Он был всегда. При его папе было так и при его детях будет также. То, что при внуках что-то поменяется, меняется же тоже не в один присест, а постепенно. Для них было неочевидно.
В фильме сделали очень хорошо. Неочевидно какое время года — вроде, как и дождь, и солнышко. И какая-то саванна, и какие-то скалы непонятные. Такой пейзаж может быть где угодно — в южной Европе такого полным-полно. На Ближнем Востоке везде такое. Они не стали вдаваться в крайности, – изображать уж совсем что-то экстремальное. Более того, мы знаем, что неандертальцы в большинстве своём старались не соваться в совсем морозные области. Хотя это жители ледникового периода и ледниковой эпохи, но большинство неандертальцев не заходило в места, где средняя январская температура опускается ниже минус 5. Для них климат, где мы сейчас живём, это вообще экстрим. Хотя вроде мамонты, носороги…
Они старались не соваться. Могли жить на холоде. У них приспособляемость физическая суперэкстремальная гиперарктическая. У них культура была не как у нас. Не было обогревателей по всем углам, жили на открытом воздухе. Даже когда -5 температура — это сурово. Причем заметьте — это средняя температура. Понятно, что максимальная отрицательная была уже -20, -40 периодически. Нет, надо пережить. Мы нырнули в метро, куда-нибудь домой, чаечку попили и всё хорошо. А у них не было ни метро, ни чаечка и дома в нашем понимании в общем-то тоже. Они без конца передвигались, поэтому им надо было выживать в любой день, в любую ночь. Если заморозок -30 долбануло, он должен дуба-то не дать и всё-таки до утра дожить. Ещё хотя бы 10 лет протянуть.
На экране появляются неандертальцы, кроманьонцы и другие представители рода людей: денисовский человек-каннибал и человекообразные обезьяны. Первые археологические находки, связанные с неандертальцами, были сделаны в 1830 году в Бельгии. Обнаруженные человеческие кости, идентифицированы как неандертальские только в 1936, спустя больше века. В 2018 году на Крите и Наксосе обнаружили сотни орудий неандертальцев, указывавших на то, что ещё 130 000 лет назад они могли осваивать мореходство и рыбную ловлю. Анализ зубного камня найденных особей позволил предположить, что неандертальцы умели лечить зубы при помощи растений, имеющих противовоспалительное действие. Найденные фрагменты скелетов со следами сросшихся переломов говорят о способности неандертальцев справляться с такими травмами.
Ведущая. Этот фильм вышел в 1981 году. Естественно, тогда намного было меньше знаний в сфере палеонтологии. Какие ошибки в 1981 году в этом фильме мы можем сейчас вычленить?
Станислав Дробышевский. На момент съемок, в восемьдесят первом году, он выглядел устаревшим, архаичным, кривоватым. Его за это очень много ругали, в том числе антропологи. Говорили: чего вы такую ересь сняли непонятную. Но на удивление как-то повезло в — с появлением новых данных он становился всё актуальнее и актуальнее чудесным образом.
Многие моменты тогда казались неправильными. Например, сосуществование разных уровней гоминид. Что там есть совсем мохнатые, есть неандертальцы разные, есть кроманьонцы уж совсем продвинутые. Казалось, что всё в кучу смешали, – между ними миллион лет должно быть расстояние. А теперь, когда мы знаем, что именно 80 000 лет назад, а не когда-нибудь ещё, на планете жили и сапиенсы, и неандертальцы, и денисовцы, и хоббиты флорецкие, и сулависийские, и лусонские и Бог знает кто еще.
Чем дальше, тем больше мы их открываем. Чуть ли не каждый год по виду. Это становится всё актуальнее и актуальнее. Про смешение я уже говорил, про взаимоотношения этих людей тоже — чем больше мы уходим от каких-то стереотипов и крайностей, тем больше фильм становится актуальным.
Конечно, у него есть недостатки. Например: они какие-то уж слишком горбатые, слишком неуклюжие и кривобокие. Неандертальцы — это были идеальные жители своего времени, образцовые хищники. Они, конечно, двигались, шевелились и выглядели более человечески, чем там показано.
Может быть это какие-то неудачники-неандертальцы, уж совсем одичалые, кривоватые и погрязшие в близкородственном скрещивании. Поэтому у них не задалось. На это можно всё списать. С момента выхода фильма появляется много новых методик. Та же самая палеогенетика, которой тогда не было, а теперь она есть, и мы теперь знаем процент смешения. Тут они опять же угадали.
Источник: https://www.gazeta.ru/science/2017/04/07_a_10615067.shtml
Появились данные по палеодиетологии. О том, что они ели, мы точно знаем. Тут фильм не соврал — ели всё подряд. И каннибализм присутствовал тоже. Мы тему не затронули, но он показан как оно примерно и было. Жрали они друг друга почем зря, в чем сапиенсы не отставали.
Источник: https://realist.online/news/
Появилась палеопатология — дисциплина о том, как люди болели и чем они страдали. Не с точки зрения насколько они были несчастные, а как они себя чувствовали. Самые наиновейшие сведения – то, что журналисты прозвали ухо сёрфера (дурацкое название) – это экзостозы (разрастания) в слуховом канале, которые появляются при переохлаждении уха. Когда человек много времени проводит на холоде или вообще ныряет в холодную воду. У него разрастается слуховой канал вплоть до того, что он может оглохнуть. В то время, в 80-е годы, этих данных не было, и мы могли только догадаться насколько они там мерзли-не мерзли. А сейчас проверили кучу черепов на этот предмет и показали: да, неандертальцы правда мерзли, и сапиенсы первые тоже самое.
Мы теперь можем просто по самим костям с помощью новых методик посмотреть некоторые аспекты, моменты, которые тогда были фантазией в значительной степени. Как они вначале фильма мерзнут в каком-то болоте, мокнут. Им там плохо и нехорошо, а кто-то вообще коньки отбрасывает. Теперь мы можем на костях проследить: да, действительно так было. Цвет кожи, волос и глаз в фильме тоже удачно показаны. Неандертальцы какого-то непонятно серо-буро-малинового цвета, кроманьонцы замазаны просто серым до не распознавания, а единственные рыжие – неандертальцы, конкретно рыжие. У нас есть два неандертальца, которые действительно были рыжие. В фильме это было некое допущение от балды, и в книжке уж и подавно.
Хотя там тоже были и чёрные, и рыжие. В книжке это прописано, но в фильме они попали в точку. Были такие действительно на самом деле. Это тот редкий случай, когда фильму время пошло только на пользу. И, казалось бы, фантазии и допуски удачно попали куда надо. Понятно, что фильм не лишен недостатков, есть косяки и при некотором желании можно придираться. Они шевелятся не так, бормочут не то, слишком уж они какие-то такие карикатурные. Зато с чувством снято. На мой личный взгляд, лучше фильма про древних людей до сих пор никто не снял, потому что они баланс соблюли. Они и достаточно примитивные, и дикие, чтобы можно было понять, что это не современные актёры. Что это так примерно и выглядело: все в грязище по колено, кровожадные, без особых каких-то принципов толерантности.
С другой стороны не совсем уж треш какой-то, чтобы прямо жесть была. Динозавров нет — уже спасибо большое. Можно придираться, я говорю, к пейзажу. Что неочевидно, где бы такое могло происходить: смешение какое-то Арктики с Африкой. Ближний Восток всегда есть, где действительно было ни то ни сё. Если немножко прищурить глазки на такие косяки и помнить, что это 81 год, а книжка вообще начала 20 века, фильм почти идеальный. Мне лично он очень нравится.
Ведущая. Спасибо Вам, Станислав, огромное за интереснейшую беседу. Приятно было познакомиться.
Критический разбор фильма Альфа от С.В. Дробышевского. Часть 4.
Это самое древнее дерево на планете. Зайдите в Википедию банальную. Найдите остистую сосну и...
Критический разбор фильма Альфа от С.В. Дробышевского. Часть 3.
Потом они чувака хоронят. И хоронят его идеально круглыми шарами, расписными причем, футбольной...
Критический разбор фильма Альфа от С.В. Дробышевского. Часть 2.
Дальше мелькает шаманка в какой-то момент, но шаманка выглядит совсем не адекватно. Какой-то...
Критический разбор фильма Альфа от С.В. Дробышевского
Как художественное произведение фильм «Альфа», конечно, чудесный. Там шикарные красивые пейзажи,...
Деконструкция – Борьба за огонь. Cтанислав Дробышевский.
Станислав Дробышевский. Наша специфическая (видоспецифическая) фишка — зависимость от огня....
Деконструкция. Станислав Дробышевский об историческом фильме «Последний неандерталец».
Никто не может полностью понять, что здесь произошло, как возникла ось мировой истории! Нам...
Присоединяйтесь к нашей рассылке
Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.