Приручение животных происходило издревле. Приручено было огромное количество разных видов животных и окультурено растений. Мы знаем об этом, к сожалению, не очень много, но и не слишком мало. Мы точно знаем, что первым животным, которое было одомашнено – это собака. Более того есть предположение, что собаку приручали несколько раз. Есть довольно много черепов и других костей древних собак, найденных на территориях самых разных стоянок. Например, найденные в пещерах Бельгии, Чехии, на территории Межирической стоянки в Украине, во Франции, в Оберкасселе Германии и в других местах. Интересно то, что когда исследовали кости древних собак и сравнивали их с современными собаками, современными волками и шакалами, пытались выделить ископаемую ДНК, то неожиданно оказалось, что древние собаки не родственны современным собакам.
Источник: https://canisfamiliaris.ru/odomashnivanie/arheologiya
По морфологии – собака, а по генетике не совсем собака. По совокупности данных, которыми мы располагаем, предки современных собак приручены в Юго-Восточной Азии, вероятнее всего на территории Южного Китая. Предками современных собак, как оказалось был не наш серый лесной волк, а очень похожее животное, но в таком южном, юго-восточном азиатском варианте. Из современных собак наиболее похожие на древних – это собаки Динго. Только не австралийские Динго, а южно-азиатские собаки Динго. Например, такие собаки, которые обитают во Вьетнаме, Таиланде и других похожих странах. Это небольшая собачка песочно-желтого или любого другого окраса, хвостик крючком, морда самая обычная. Обыкновенная дворняжка. Но именно вот из таких собак скорее всего произошли все остальные собаки. Еще до этого момента, как я уже сказал, много раз приручали и других собак. Например, в Разбойничьей пещере на Алтае есть собака, которой более тридцати тысяч лет. Здесь была своя линия одомашнивания. Как происходило это одомашнивание, к сожалению, не известно.
Есть предположение, что люди и собаки занимали одну и ту же экологическую нишу. В какие-то моменты на охоте они могли пересекаться. Поскольку люди очень коммуникабельны и стремятся как-то организоваться, можно сказать, что собаки тоже коммуникабельны и стремятся организоваться, то можно предположить, что возможно случайная совместная охота давала больший результат.
Кроме того, вокруг поселений древних людей всегда были остатки пищи. И самые не пугливые собаки могли заходить на эту территорию и питаться остатками пищи. Вокруг современных поселений происходит то же самое. Так же и лисы.
Если это Америка, то это могут быть койоты, если в Средней Азии, то шакалы. Если это где-то еще, то и волки. Они могут искать себе пропитание в окрестностях. С определенного момента эти волчьи перестали бояться людей. Это и есть первый путь, первый шаг к одомашниванию. Более того, известны эксперименты с лисами, проведенные в Новосибирске. Единственный критерий этого эксперимента – не пугливость животного по отношению к человеку, доброжелательность.
В итоге были выведены добрые лисы. Но совокупно с добротой и не пугливостью появились такие признаки, как хвост крючком, вислоухость, пегая масть. Лисы стали лаять. В результате по многим параметрам они стали похожи на собак. Так что видимо эти внешние изменения, как бы собачьи. Это просто побочный эффект не боязливости собак, то есть дезадаптирование и дестабилизирующий отбор, который увеличивает норму изменчивости и создает какие-то признаки, которые в дикой природе сами по себе никогда бы не возникли.
Более того, судя по всему, современные собаки со времен верхнего палеолита по некоторым параметрам может поменялись даже меньше, чем скажем волки, потому что современный серый дикий волк живет в конкуренции с человеком. Он занимает по большому счету такую же самую экологическую нишу. Люди во многом успешнее. Они хорошо вооружены, поэтому в тех местах, где людей чуть побольше, люди волков гоняли. Отбор волков шел гораздо более интенсивней и пресс такого отбора на них шел гораздо более мощный нежели на собак, потому что собакам не надо было принципиально самим меняться, если только не выводили какие-то экзотические породы.
Eсли дворняга, ну дворняга и дворняга, а волк менялся. Волки с верхнего палеолита сейчас по некоторым параметрам поменялись больше, чем собаки. Кроме собак были приручены другие животные. Вторым животным после собак были овцы, прирученные на Ближнем востоке на территории примерно северного Ирака или южной Турции. На границе так называемого Курдистана. В частности, на стоянке Зеви-Чеми-Шанидар, рядом с пещерой Шанидар найдены кости древних овец, которые очень похожи на домашних овец. Эти кости настолько отличаются от диких и настолько от современных, что было видно – это еще не до конца современная овца. То есть уже 11 тысяч лет назад, за тысячу лет до окончания ледникового периода. Впрочем, в Ираке его никогда и не было, овцы уже были приручены.
Источник: https://www.ridus.ru/news/270594
Более того, приручение иногда видно не только по каким-то внешним параметрам, но и по возрастному распределению животных. Охотятся не на ягнят, а на взрослых животных, потому что на них мяса больше. Если на стоянке оказывалось большое количество маленьких детенышей, то скорее всего их и приручали. Не обязательно, но скорее всего. Или, например, по патологии, как в случае с собаками. Дикие животные не имеют шанса заболеть до каких-то страшных патологий. Если мы находи животное, изуродованное какими-то страшными болезнями, то скорее всего это домашнее животное, потому что его лечили, о нем заботились. Очевидно, что овцы были приручены с целью есть их мясо и стричь с них шерсть.
Может быть третьим животным по степени приручения был бык или свинья. Свиней приручали вероятнее всего тоже неоднократно в самых разных местах.
Источник: https://www.babai.ru/articles
Древние свиньи обнаруживались семь, а может даже и десять тысяч лет назад в Юго-восточной Азии, в Таиланде, во Вьетнаме, на Ближнем востоке, в Северной Африке, а также в Европе и много, где еще. Вообще дикая свинья или кабан просто просились на то, чтобы быть одомашненными и не очень боялись человека. Они достаточно злые, чтобы особо никого не бояться, ну кроме стаи волков. Если это огромный кабан, то он и волков не очень боится. Эти животные, если их не прогонять, быстро привыкают к человеку и ходят рядом с поселениями людей. Там же они находят себе пропитание, потому что свиньи всеядные животные. Они сами напрашивались на то, чтобы их приручили. Поэтому у древних людей хоть в какой-то минимальной степени была идея, что можно не сразу съесть их, а подождать какое-то время и потом иметь больше мяса. Было первое дело приручить свиней.
С коровами было сложнее, потому что корова большое животное по сравнению со свиньей. Корову в загон загнать проблематично. С коровой проще, она спокойная. А вот с быком гораздо сложнее. Это большое рогатое животное и стремится кого-нибудь убить. Поэтому, как происходило приручение коров, – пока большой вопрос. Самых древних коров обнаружили в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Греции. Не исключено, что тура, предка современных быков и коров приручали тоже не однократно.
Вопрос, так это или нет, но с большой вероятностью – так. В Индии приручили горбатую корову, которая в диком виде сейчас не существует. Она осталась только в домашнем состоянии. На Тибете, скорее всего позже, яков приручили. И сейчас там есть и дикие яки, и домашние яки. В Юго-восточной Азии немножечко приручали быков, гауров, гаялов. Причем дикие формы прямо на глазах сейчас вымирают, а домашние вполне себе существуют. Азиатского буйвола в Африке приручить не получилось, а в Азии даже очень. В Индии домашний буйвол видимо был приручен и распространен в самые разные места.
За бычьими настала очередь лошадей. Лошадь была приручена, судя по всему, в начале бронзового века в степях Северного Казахстана, Южного Урала, что, собственно, одно и то же. Это нам известно благодаря находкам костей этих лошадей. Но по ним трудно узнать, насколько они домашние, потому что это всегда сложно – первая стадия одомашнивания. Кости такие, как и у диких. Самое главное, что найден инвентарь, предназначенный для ухода за лошадьми: какие-то так скребки, сапсалии, еще что-то такое. Чисто археологически видно, что люди имели домашних лошадей и о них как-то заботились.
Источник: https://www.pgbooks.ru/blogs/paleoblog
Приручение лошади было грандиозным шагом. Это повлияло на всю историю мировой цивилизации, потому что лошадь оказалась гениальным транспортным, тяговым и пахотным средством. Также можно употреблять в пищу мясо и молоко лошади. Использовать шкуру и конский волос. Это животное универсальное. Тут же появились колесницы, всадники, конная армия. Абсолютно поменялся принцип ведения войны. И все стало по-новому.
Еще до лошадей был приручен осел на Ближнем востоке. Это было и тягловое животное, и есть его можно было. Использовались ослы, как верховые животные. Были ослинницы. Вместо конницы лихие наездники на ослах шли в атаку с шашками. Но с появлением нормальной конницы, пришедшей из северных степей, актуальность такой ослинницы напрочь отпала.
Кроме этих стандартных животных есть некоторое количество экзотических животных. Допустим, северный олень. Он, скорее всего, был приручен в горах Тувы. Хотя тут спорят и не исключено, что северного оленя приручали не один раз. Есть вероятность, что на Кольском полуострове был свой очаг приручения северного оленя. Потому что породы сильно уж разные, территория слишком уж гигантская. Но тут есть вопрос.
Есть медоносная пчела, есть тутовый шелкопряд. Уже в 19-20 веках пошел просто бум одомашнивания. Стали приручать всех подряд. Крыс для экспериментов, обезьян, антилоп и еще много других. Можно вспомнить домашнего голубя, морскую свинку, хорька. Еще верблюды. Как я мог забыть. Верблюды одногорбые, двугорбые, ламы. Кролики, естественно. И, конечно же, кошки. Которые не совсем домашние животные. Тут большой вопрос кто кого одомашнил. Кошка человека или человек кошку.
Источник: https://www.ridus.ru/news/270594
Подводя итог всему этому стоит сказать, что идея одомашнивания была совершенно не сознательна. Видимо поначалу процесс был сугубо случайный и самопроизвольный – бегают какие-то разные животные рядом.
Можно, конечно, их съесть, а если еды много, то и не сразу съесть, а потом. Подождать. И пример этому есть. Например, среди индейцев. Индейцы североамериканские, южноамериканские всегда в своих селениях держали и сейчас в Южной Америке держат огромное количество просто прирученных животных, которые не домашние, а просто прирученные. Еноты, носухи, попугаи. Это с одной стороны забавно, а с другой стороны, если будем голодать, то мы их и съедим, перья надергаем и в волосы понатыкаем.
Следующая стадия, когда животные настолько меняются, что уже без них в хозяйстве как-то пустовато. Когда появляются несколько домашних животных, то появляется сама идея домашнего животного и тогда идет уже сознательное одомашнивание животных. Начинают отбирать, кто подходит, кто не подходит. Есть довольно простой набор параметров, по которым можно понять, какое животное возможно к одомашниванию, а какое невозможно к одомашниванию. Показатели достаточно банальные: не пугливость – чтобы животное просто не боялось человека, чтобы не было слишком злобным, опасным и вредным.
Допустим, носорога проблематично одомашнить. Чтобы от животного была какая-то польза. Желательно быстро росло и размножалось быстро, желательно не территориальное, не слишком быстро бегало и не имело сложных форм ухаживания. Чтобы были не моногамными. Хотя гуси, например, изначально были моногамными.
Можно, конечно, одомашнить медведя, но он слишком злобный. Можно одомашнить слона, но он очень огромный, он долго живет. Срок беременности большой – один год. Очень долго ждать пока от него какая-то польза будет. Есть ограничения и в этом смысле показательно, что некоторым территориям повезло. Например, в Австралии туговато с животными, которых можно одомашнить. Даже когда уже европейцы пришли с идеей одомашнивания и то не особо кого в Австралии одомашнили. Кенгуру, но оно слишком тупое и пользы мало. Чуть что может умереть – смысла одомашнивать особо нет.
Кому-то повезло. Например, среднеземноморскому поясу повезло. Там сложились идеальные условия. Там были и животные годные для одомашнивания, и растения годные для окультуривания. Когда уже возникала идея хозяйства, то уже не остановить. Оно уже захватывает новые территории. Выводят новые породы животных, новые сорта растений и производящее хозяйство шагает по планете.
СТАНИСЛАВ ДРОБЫШЕВСКИЙ — Эволюция, Однополые отношения, Инопланетяне | ФидельПодкастро #47. Часть 4.
Станислав Дробышевский. Не все, что мы поглощаем, полезно. Это опять же к вопросу о возможных...
Станислав Дробышевский “Первые проявления морали у приматов и древних”
Понятие морали — это сложная философская концепция, и понять бывали ли доброта и человечность в...
Присоединяйтесь к нашей рассылке
Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.