К тому моменту, 30 000 лет назад, неандертальцы были адаптированы, приспособлены к жизни в Европе максимально хорошо. С ними было все отлично. Единственная их проблема, – размножались не очень, потому что это были суперхищники, потому что неандертальцы – это пик трофической пирамиды – это самые суперсупермегахищники, которые более хищники, чем какие–нибудь львы с медведями. А медведи всеядные. И численность, и плотность хищников большой быть не может.

Поэтому парились они так себе. А кроманьонцы пришли из тропиков, где ресурсов на порядок больше, поэтому можно плодиться гораздо бодрее, и они просто задавили демографически неандертальцев. Это мы знаем и по количеству стоянок, банально, и по плотности орудий на стоянках.

Можно просто посчитать по очагам,  сколько там человек жили. У неандертальцев всегда стоянки меньше по размеру и по расстоянию между стоянкам. Они реже расположены, судя по самим костям неандертальцев.

Елена Николаевна Хрисанова, например, такая «антропологиня» у нас была, – она по стенкам костей ещё давным-давно рассчитала гормональный статус неандертальца. Он у них был смещен в мужскую сторону. Мужские половые гормоны – андрогены – зашкаливали. Для мужиков это хорошо, они брутальные были суровые мужики, а для женщины это не очень хорошо, потому что повышенный процент мужских половых гормонов у женщин приводит к тому, что у них проблемы с беременностью, родами, выкармливанием, и поэтому детишки мрут, их меньше рождается.

Пока неандертальцев-суперхищников много – это нормально. Баланс который установился еще 400 лет назад, если не раньше. В общем, у них все было хорошо. А когда пришли  пришли сапиенсы, такая демографическая модель оказалась в проигрыше, потому что у сапиенсов этот гормональный статус гораздо более умеренный, он «наш», собственно.

Полигенетики тоже самое сейчас открыли заново. Елена Николаевна описала, чтобы узнать когда, а генетики сейчас открыли с помощью генетики ровно всё тоже самое. И получается, что пока неандерталец- женщина рожала двух детей, у кроманьонки уже было пятеро. Понятно, что они там тоже умирали,  и тем более, что кроманьонцы на первых порах ещё были так не шибко приспособлены к Европе. Они тоже двигались не бегом, они тоже появились в Европе не вдруг. Они шли постепенно по 30 км за год. Поэтому они привыкали, нормально Европу заселили и просто поглотили этих самых неандертальцев, что, собственно, в фильме прекрасно и показано, вторая половина фильма как раз о том.

Ведущая. Я тоже как раз хотела задать вопрос про роды, потому что меня очень впечатлила эта сцена, где она прибежала в пещеру и начала стоя рожать. А, насколько я знаю, прямохождение сузило бедра женщине, а голову младенца увеличило. И насколько это реально: то, что у нее сильные схватки, она стоит на ногах, просто так легко рожает, достаёт просто за минуту ребёнка и прекрасно себя чувствует?

Дробышевский. Отбор у них был, конечно, суровый. Если какая-то женщина была не очень способна самостоятельно родить, она просто умирала при родах. У нас такие палеонтологические находки есть в Австралии. Правда в более позднее время, но есть. И на этом, собственно, неправильные женщины кончались. Не было ни кесарева никакого, ничего. Поэтому рожали они, в основном, без проблем. Жесткий естественный отбор, все как у зверей.

Но так, чтобы прям вот так стоя рожать… Всё-таки таз действительно уже, чем полагается, при такой голове. А у неандертальцев с этим было проще. У них таз был шире, правда и голова у детишек была побольше. И есть мнение, что они там ещё как-то разворачивались при родах, потому что голова вытянутая, очень длинная, но это уже детали. Всё-таки ржали, наверно, они не совсем как в фильме. У нас есть опять же этнография, поскольку там рожает кроманьонка, а у нас есть современные бушмены, пигмеи, австралийские аборигены, папуасы, индейцы из Южной Америки. Прекрасно они в общем-то рожают. Иногда и в одиночку. Более того – во многих культурах охотников-собирателей считают,  что женщина должна рожать сама. Для неё ставится какой-то чум отдельный родильный специально. Это вплоть до 20 века еще у хантов было и у манси, допустим.

Когда женщина должна сейчас уже родить, выселяется куда-нибудь подальше. Она нечистая. Ещё духи какие-то есть, и такое прочее. В горах у них каша. Вот поэтому и строится маленький такой чум, размером как палатка. Она туда отселяется, рожает и всё, ей  никто не мешает.  Повитуха может прилагаться при желании.

Как это работало? При том, что численность была маленькая и её и не должно было быть много, то есть для того, чтобы ситуация была стабильная, и народу не стало слишком много и не сожрали всё и не умерли с голоду, на поколение должно родиться двое. То есть был папа, была мама и должны родиться дочка-сыночек, чтобы численность и плотность населения сохранялись прежними, а иначе они все съедят, нечем будет питаться. Тем более это ледниковый период. С 15 лет, с которых они начинают рожать. К тридцати уже умирали, а надо родить успешно двух детишек. Плюс ещё четверо умирали за это время. Нормально вполне получалось. Какой-то процент отсекался отбором, какой-то выживал. Так что там, конечно, сказка в фильме показана. Но индивидуальности бывают. Всегда есть какой-то разброс личный. Да и сейчас бывают такие, что будут рожать в ванной у себя дома, не пойдут в роддом. Ну, ради Бога, отбор тебе в помощь.

Ведущая. Конструктивно к «Деконструкции» со Станиславом Дробышевским.

Дробышевский. Самые многочисленные племена неандертальцев обитали в Германии, Бельгии, Франции, Великобритании. Первые неандертальцы могли появиться на территории Европы примерно 400000 лет назад. Исследователями также обнаружены 22 фрагмента останков древнего человека на территории современного Марокко. Характерные формы костей и черепов позволили учёным сделать вывод – это были неандертальцы, проживавшие там 300 тысяч лет назад.

Источник: https://m.nkj.ru/news/18034/

Следы неандертальцев в виде стоянок, пещерных жилищ, погребений, обнаружены на территории России (на Кубани, Десне, Волге в районе Волгограда, в южной Сибири, на реке Лене, на Алтае, в горах Кавказа). Последней стоянкой неандертальцев в России считаются Уральские горы. Там прародители современного человека обитали всего 33 тысячи лет назад.

Ведущая. В финале фильма пара остается вместе и они создают свою семью вдали от других племён. Возможно ли было в эпоху палеолита просто вдвоём без племени остаться в живых и содержать друг друга?

Дробышевский. Это сомнительно, потому что человек еще со времен австралопитеков, не то что неандертальцев, а намного раньше, еще миллионы лет назад, – это высокосоциальное существо. Да и все приматы: шимпанзе, гориллы. Всё человеческое бытие – это общество. Без помощи со стороны выжить можно, но практика показывает, что есть такие робинзоны на островах, которые там годами живут в одиночестве и все у них хорошо. Кроме того, что они там с ума сходят.

Но в древности, когда ледниковый климат, когда всё плохо, они должны делать орудия. У них еще и ребёнок на руках грудной  только что родившийся. Что-то я сомневаюсь. Такие прецеденты есть, в том числе с охотниками-собирателями. Есть, например, чудесный прецедент с иши – это последний дикий индеец Калифорнии. Уже в начале 20 века его племя истребили европейцы. Он один остался. И не умер. Один минимум лет 5 находился в горах, пока не вышел к европейцам и его изучали. 5 лет он один прожил, а до этого ещё с какой-то бабушкой жил неведомо сколько. Никто не знает. Считать он не умел, никто и не в курсе. Можно, но не нужно, потому что всё-таки бытие первобытного человека коллективное всегда. Они скорее всего к кому-то притесались, прижались и вместе стали жить. Надо же запасать на зиму, надо делать одежду, надо  собирать корешки какие-то, витамины. И вместе это делать проще. Забота о своих ближних – она 100% была.

У нас же есть находки старых немощных людей. Первый образец которых – это ещё 1 800 000 лет в Манисе. Беззубая бабушка или дедушка, это вопрос, но скорее всего бабушка. Совершенно беззубая, но дожила чуть ли не до 80, трудно сказать, но, по крайней мере, очень старая.  Есть неандертальцы перекалеченные, шанидары. Первые и самые образцовые, – Ляшепелесьен – они там пораженные, без глаза, без руки, с негнущимися ногами, с кривым позвоночником. Какие-то все перекореженные, перекошенные и дожили до 50 лет. Старше всех. Старше них только шанидар пятый, который весь инвалид.

И таких некоторый набор есть. Например, бонделебезье беззубый. Бабушка скорее всего. У кроманьонцев есть такие прецеденты, когда люди с генетически врожденными отклонениями суровыми. Допустим, в Дольних-Вестоницах. Там два брата и сестра с такими синдромами, с которыми сейчас с трудом выживают, и ничего, они дожили до подросткового возраста. Правда их в жертву потом принесли, но это уже другой вопрос. Лет до 20, а может и поменьше они дотянули.

Или Рамита – есть такая пещера в Италии. Там человек (это тоже верхний палеолит), где-то 20 000 лет датировка, – у него ахондроплазия. Он метр ростом и у него ручки-ножки укороченные. Это карликовость, но с головой все в порядке. Он в могиле оказался в обнимку с девушкой. Она его обнимает. Два скелетика лежат. У него рост – метр. Но лет до 20 с чем-то он все-таки дожил. То есть о нем заботились как минимум 20 лет, хотя на таких ножках кривеньких (а у него там такая суровая степень) охотиться он нормально не мог точно. Нормальную мужскую работу он выполнять был не способен, а это мужик причём. И ничего – с девушкой в могилке он все- таки оказался в 20 лет. 

Источник:https://nplus1.ru/news/2016/11/11/Out-of-Africa-adaptation

А в 20 лет- это не то, что его там убили, или что-то еще, – это нормальный был тогда возраст смерти. Это средний, но не очень средний, а пониже всё-таки, но нормальный для того времени. А о ближних своих они заботились. Если это было – это одно из важнейших человеческих качеств, – то неспроста. Оно было отработано миллионами лет эволюции. Поэтому у неандертальцев это было 100%. Судя по находкам, у сапиенсов это тоже было 100%. Они были склонны общаться и привыкать к кому-то. Пусть это будет небольшая компания. Много им не надо, просто они все съедят. Но какая- то семья должна быть.

Французы уже в XXI веке палку, конечно, перегнули. Они следовали скорее не исторической реальности, как оно было 30 000 лет назад, а стереотипам французов начала XXI века. Даже если бы это снимали французы в шестидесятые, скажем, или еще лучше в тридцатые, они бы тот же самый сюжет пересняли вообще совершенно по-другому. Тут он у них первобытный дикарь, благородный даже. Благородный дикарь, который излагает высоким слогом какие-то философские концепции, любит природу, разговаривать с птичками, с лошадками, доит лошадку, стремится не навредить никому вокруг. Это не совсем правда. Каких-то супер глубоких моральных устоев и всего такого прочего от неандертальцев ждать, наверное, было бы странно.

У них не было законов, милиции, судов, когда они общались с противоположным полом они тоже никак это не узаконивали. Как у нас за окошком дворец бракосочетания, где штамп поставили в паспорт и всё, уже это муж и жена. У них этого ничего не было. Сейчас так, а завтра по-другому. Мышление такого первобытного человека-неандертальца сводилось к семейным отношениям, личным и индивидуальным, вот он родился и растёт в окружении родителей и парочки каких-то родственников на уровне дядь и теть, которых он общем от родителей не особо отличает.  Тем более что не факт, что он знает, кто там на самом деле отец, далеко не факт. Для него есть мать. С ней всё очевидно достаточно. И есть какой-то набор тёть и дядь, которые все однозначно родственники, и, в принципе, отцы и матери. И парочка плюс-минус сверстников с интервалом в 3 года. Они свои – это хорошие, это правильные люди. Они, более того, просто единственные люди. А есть соседи, из которых некоторые тоже родственники, с которыми он видится раз в три месяца, допустим, на перекочевке где-нибудь или корробори устроили. Хотя это для неандертальцев. Тем не менее где-то как-то увиделись. Ещё более-менее понятно, что они такие же, что они говорят на том же языке, они общаются. Кто-то там из группы в группу переходит иногда. Потому что состав группы непостоянный и ничего не мешает перейти в другую группу. Это свои.

А вот те, которые живут за тем бугром, – это вообще не факт что люди. Это какие-то вообще непонятные существа, которые чужаки. Никто не сказал, что они вообще люди, потому что говорят они на непонятных каких-то языках. Даже не факт, что это язык. Это некое звучание. Чем этот их язык отличается от языка бизона? У бизонов тоже есть язык, они мычат, и, очевидным образом, друг друга понимают. У какого-то барсука есть язык, у выхухоли, у бобра, в конце концов, и они все тоже живые существа. Но, поскольку это мясо, то его можно и съесть.

Источник:https://www.nastroykino.ru/films/29331

Кстати, есть в этом фильме мотив с каннибализмом, но он скользкий и непонятный. У неандертальцев каннибализм процветал. Это было на каждом шагу. И в настоящее время, когда стали внимательно рассматривать кости, найденные даже ещё в 19 веке, чуть ли не на половине из них есть следы каннибализма. С первыми сапиенсами та же самая история, но в данном случае у нас неандертальцы.

Так что соседей они рассматривали как просто еще один вид добычи. Кто живёт в Тундре или степи? Мамонт, бизон, северный олень, лошадь, неандертальцы, сайгаки,  сурки. Всё это через запятую идёт. Поэтому он мог относиться мало-мальски возвышенно, но крайне это сомнительно. Если мы берём для сравнения, для первого приближения к реальности современных охотников и собирателей, то они же тоже не кровожадные дикари, которым лишь бы пропитаться. Они могут совершить какой-нибудь обряд. Например, охотятся на бизонов, но вначале устроят шаманскую пляску с битьем в бубен, раскрашиванием лиц. Потом поймают бизона, попросят у него прощения. Скажут: «извини, что мы тебя убили, нам очень надо, мы кушать хотим». Сдерут с него шкуру, не парясь, тут же съедят печёнку, потом пожарят, шкуру натянут куда надо, а череп украсят какими-то стружками, допустим, древесными, закинут на дерево в разъём или на скалу, или закопают. Кто на что горазд. И Дух уговорили.

Дух бизона спокоен, он следующий раз будет доволен, что его с почестями съели, и придёт ещё разок, так как это возрождение. Когда он вернется, у нас будут новые бизоны. Но это, опять же замечаю, что только у сапиенсов.

Тут такой высокоинтеллектуальный неандерталец, и может быть у него что-то в этом роде и будет. Но съесть бизона ему это не помешает ни разу. Обряд этот он совершит. У неандертальцев известны аналоги в некоторых пещерах. В Альпах на Карпатах, на Балканах и на Кавказе есть захоронения черепов пещерных медведей, вот и предположение, что примерно так оно происходило. Когда в пещере где-нибудь в Ветернице, такие драхенлохи есть, каменные ящики или ниши в стене пещеры. Там положены черепа пещерных медведей. Это не мясо, это не консервный запас, а это они поймали медведя, челюсть куда-то уволокли, между прочим нижнюю, а именно череп и иногда ещё пару косточек положили в каком-то специфическом варианте и камушками аккуратно заложили. Некое уважение проявили. Но это неандертальцы. Что-то такое, какие-то такие охотничьи обряды были. Но съесть-то они его съели при этом. Поэтому, когда неандерталец что-то такое высокомудреное рассуждает, – это калька, проекция современных особо одухотворенных жителей мегаполиса, французского притом, на жителей каменного века. Это никуда не годится.

На мой взгляд, если бы создатели фильма сняли близко к реальности, было бы гораздо лучше. Одухотворенность от этого не понизилась бы ни разу. Потому что мышление у неандертальцев однозначно было, и не такие уж они были примитивные. Вполне как бы люди по своим представлениям.

Это было бы ярче, реалистичнее, динамичнее и круче. Потому что он там ходит и просто рассуждает. Тем более что неандертальцы не какие-нибудь, а самые распоследние. И тут открывается широчайший простор, потому что они уже всё-таки контачат с сапиенсами. В фильме красная нить такая есть. Что-то они могли заимствовать уже у сапиенсов. В том числе идеи. С другой стороны – это время упадка неандертальской культуры, когда их, в принципе, очень мало. Фильм начинается тем, что еще есть какая-то компания, а в окончании он уже один, и еще дедушка, строго говоря, там не последний, который тоже может людоед.

Вот осталось на всей планете два неандертальца: один дедушка на последнем издыхании, и вот этот персонаж. И поэтому у него нет возможности в голове держать всю культуру своего народа. Потому что никакой человек не является носителем всей культуры своего народа Он не может знать чисто технически всех преданий, сказок, песен, плясок, идей, которые есть, какой бы он там трижды одаренный не был. Всё равно он жил долго в одиночестве. Он немножко должен был одичать, (пример одиночек на островах), они есть. Когда люди разучиваются говорить, если они долго в одиночестве живут.

Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino

С ним тоже должно такое произойти. Тем более, что у него все же пониже уровень, чем у нас. С ним одичание будет происходить гораздо быстрее. Такой  Робинзон Крузо, в своем роде, только в степях, а не на острове. Поэтому он должен многое потерять. Он должен упроститься. Ему не перед кем, в конце концов, упрямиться.

Сейчас студенты в общежитии, если это чисто мужское общежитие, начинают творить дичь. Я лично жил в общежитии. Там начинается и мусор на полу, и все, что угодно. Например, на Физтехе. Мужской ВУЗ, но всегда в группу стараются одну девушку вставить, чтобы эти совсем в неандертальцев не превратились. А тут их даже не группа, это просто один «штук», «мужик». Да и он изначально-то дикий был. И он ещё должен одичать. Поэтому возвышенные какие-то нотки в его поведении и мышлении, – это перебор.

Ведущая. Хотела сравнить фильм «Борьба за огонь» и «Последний неандерталец», потому что у них разница в 30 лет, и якобы, на мой взгляд, «Борьба за огонь» снят лучше и достовернее передает всю информацию, хотя сейчас в десятом году, когда они снимали, было информации больше. Я хотела бы, чтобы вы сказали какие есть плюсы у этого фильма?

Дробышевский. На самом деле, я согласен. «Борьба за огонь» – это первое место. «Последний неандерталец» – это однозначно второе, или даже дальше, потому что создатели «Последнего неандертальца» пошли на поводу у современных тенденций, то есть они вложили в голову и в поведение древнего персонажа свои нынешние стереотипы. А создатели «Борьбы за огонь» старались представить себе, как оно было действительно в древности, и никакой там политкорректности, зауми. 

Опять же разговоры с лошадками, – этого ничего не было. Надо сожрать – они жрут. Поэтому «Борьба за огонь» на первом месте. Она реалистичная. Со временем этот фильм становится только лучше и лучше, а «Последний неандерталец» по-своему тоже неплох, но слишком лощеный. Реальность там передана какая-то отполированная и не слишком достоверная. На безрыбье, конечно, и так хорошо. Хуже «Альфа» вообще трудно снять. Посмотреть можно, но всегда помнить, что всё-таки что-то не доработано и есть еще к чему стремиться.

Создатели фильмов, старайтесь, обращайтесь к специалистам, не идите на поводу у стереотипов. Пытайтесь снять реальность, а реальность всегда интереснее.

Ведущая. Спасибо вам большое.

Дробышевский. Пожалуйста.

Ведущая. Это был проект «Деконструкция». Смотрите кино вдумчиво. Увидимся.

Присоединяйтесь к нашей рассылке

Подписавшись на нашу рассылку, вы сможете получать уведомления о выходе новых статей с информацией о работах Станислава Дробышевского, открытиях в палеонтологии и антропологии, выступлениях, лекциях и видео.